Психологический практикум (к части III)
Упражнение 1
Ниже приводятся основные явления групповой психологии:
1) направленность группы, ее ориентация на нормопослушное или нормоотклоняющееся поведение;
2) цели и мотивы групповой деятельности, групповой кооперации;
3) ценности, интересы, взгляды и стремления членов группы, степень ценностно-ориентационного единства;
4) количественный состав группы, возрастная структура, тенденции к росту или уменьшению численности группы;
5) история группы, особенности ее возникновения, причины и условия формирования, факторы, позитивно или негативно влияющие на ее возникновение и функционирование;
6) групповой опыт и степень сплоченности группы;
7) групповая организация, статусы и роли членов группы;
8) лидер группы, его характеристика, преобладающие методы воздействия на других членов группы;
9) межличностные отношения, дружеские связи и контрасты в группе;
10) степень внутренней конфликтности группы;
11) групповое мнение, правила и принципы группового поведения, санкции.
Задание:
Продумайте, каким образом можно выявить эти особенности при визуальном наблюдении за группой? Каковы внешние признаки каждого из явлений групповой психологии, за которыми и надо наблюдать?
Упражнение 2
Известный американский специалист в области человеческого общения Дейл Карнеги (1888-1955) давал такие рекомендации:
а)«На свете есть только один способ побудить кого-либо что-то сделать.... И он заключается в том, чтобы заставить другого человека захотеть это сделать.
Помните - другого способа нет.
Конечно, вы можете под дулом револьвера заставить человека отдать вам свои часы. Вы можете заставить служащего работать, угрожая ему увольнением в случае его отказа. Вы можете заставить ребенка делать то, что хотите, с помощью кнута и угрозы. Однако эти грубые методы чреваты весьма нежелательными последствиями.
Единственный способ, каким я могу побудить вас что-либо сделать, - это дать вам то, что вы хотите»1;
б) «Каждое лето я езжу... на рыбную ловлю. Я очень люблю землянику со сливками, но обнаружил, что по какой-то странной причине рыба предпочитает червей. Поэтому когда я еду на рыбалку, я не думаю о том, что сам хочу. Я думаю о том, что хочет рыба. Я не насаживаю на крючок в качестве приманки землянику со сливками, а подманиваю рыбу червяком или кузнечиком, говоря: «Не хочешь ли попробовать?»
Почему бы нам не поступать столь же разумно, чтобы привлечь к себе людей?»2
Задания:
1. (Эти рекомендации сформулированы в 30-е годы прошлого века, а как их оценить психологически и, социально с современных позиций?
2. Если вы считаете их толковыми и сохраняющими хотя бы какое-то значение сейчас, то применимы ли они в работе юриста? Когда? В каких случаях? С ограничениями или без?
Упражнение 3
11 мая 1996 г. в 9.00 в дежурную часть ОВД обратилась гр. М. с сообщением о том, что ее дочь, учащаяся средней школы, примерно в 8.00 обнаружила труп неизвестной женщины в лесопарке рядом с жилым микрорайоном.
Прибывшей на место происшествия следственно-оперативной группой обнаружен труп женщины, на вид 25-28 лет, среднего роста, светловолосой. Труп расположен в лесном массиве в 10 метрах от тропинки, ведущей от главной аллеи парка. От тропинки к месту обнаружения ведут следы волочения тела с каплеобразными следами крови (или вещества, похожего на кровь). Погибшая лежит на спине, на лице у нее ветка. Полностью обнажена. Одежда разбросана вокруг в беспорядке. На некоторых предметах одежды (свитер, нижнее белье) имеются обширные следы вещества, похожего на кровь. Неподалеку обнаружена дамская сумочка среднего размера, в которой имеются небольшая сумма денег, парфюмерные принадлежности, паспорт с вырванной страницей, на которой находилась фотография потерпевшей. В ходе дальнейшего осмотра на расстоянии 3 метров от тропинки была обнаружена деревянная палка длиной приблизительно 60 см, на конце которой имеются следы вещества, похожего на кровь.
На трупе имеется обширная крестообразная рана в районе брюшной полости, имеются следы манипуляций с внутренними органами. В затылочной области головы повреждение, нанесенное предположительно тупым тяжелым предметом. При осмотре на трупе потерпевшей видимых следов борьбы не обнаружено. Следов, указывающих на совершение полового акта, тоже не обнаружено.
Поступающая дополнительная информация:
а) личность погибшей установлена: Гражданка Н. (Ф.И.О.), 1968 г.р., проживает в данном микрорайоне, работает продавцом в коммерческом киоске, замужем, детей не имеет. Со слов свидетелей (Ф. И. О.) 10 мая в 21.00 закончила смену и направилась домой одна, пешком, намереваясь пройти через парк к микрорайону. Пройти она должна была тропинкой, на которой и была обнаружена в 8.00 11 мая. Опросом свидетелей установлено, что в период с 20.30 до 22 часов 10 мая по указанной тропинке проходили граждане - жители микрорайона и ничего подозрительного не заметили;
б) данные судебно-медицинского исследования трупа: смерть потерпевшей наступила приблизительно 13.14 часов назад с момента обнаружения трупа. Смерть наступила в результате перелома основания черепа. Остальные ранения наносились посмертно, холодным оружием (края ран ровные) с длиной клинка приблизительно 5 см, шириной -1-1,5 см, с тонким заостренным лезвием (похожим на медицинский скальпель). Имеются повреждения тонкого кишечника, мочевого пузыря и матки;
в) данные биологической экспертизы: в раневой области обнаружены следы спермы IV группы;
г) отработка контингента, состоящего на учете в психоневрологическом диспансере, выявила пять лиц с сексуальными отклонениями. Их дальнейшая отработка причастности к совершению преступления против гражданки Н. не подтвердила;
д) проверка по административному учету ранее судимых за аналогичные преступления по данному району выявила 15 человек, отбывших наказания за совершение изнасилования (по параметру нападения на женщин);
е) при проверке картотек Информационного центра было установлено уголовное дело по обвинению С., совершившего нападение с целью изнасилования в 1988 г. Способ действия - нанесение повреждения медицинским скальпелем.
Задания:
1. Реконструируйте криминальное событие и проанализируйте элементы субъективной стороны преступления.
2. Разработайте розыскные версии.
3. Определите круг необходимых мероприятий на данном этапе.3
Упражнение 4
27 мая того же 1996 г. в оборудованном подвале многоэтажного дома №... по улице... (в том же микрорайоне) жильцами был обнаружен труп женщины, проживавшей в том же доме в кв. ... В ходе первоначальных мероприятий было установлено, что гражданка (Ф. И. О.) 26 мая приблизительно в 11 ч (по показаниям мужа) спускалась в подвал по хозяйственным нуждам и не вернулась.
Детали осмотра места происшествия: обнаружен труп женщины, на вид 30 лет, среднего роста, волосы светлые. Труп расположен на полу, лицом вверх, на расстоянии 1,5 м от стены и 1 м от стояка отопления. Лежит параллельно стене под осветительной лампочкой. Труп потерпевшей полностью обнажен, лицо накрыто халатом. Остальная одежда потерпевшей беспорядочно разбросана рядом (тапочки, носки, джемпер, нижнее белье). На джемпере имеется в обилии вещество, похожее на кровь (кто-то вытирал руки). На полу имеются следы волочения тела с каплеобразным веществом, похожим на кровь.
На трупе: следов борьбы и сексуального контакта нет. В районе затылочной области головы потерпевшей имеется повреждение, нанесенное тупым тяжелым предметом шириной приблизительно 4x4,5 см. В нижней части брюшной полости имеется обширный Д-образный разрез, обнажающий внутренние органы.
Дополнительная информация:
а) о потерпевшей: Ф.И.О., 1966 г. р., проживает по адресу: ..., в данный момент нигде не работала, домохозяйка, замужем, имеет дочь 9 лет, учащуюся средней школы. Характеризуется положительно;
б) проведенный поквартирный обход результатов не дал. Жильцы никого подозрительного не видели;
в) результаты судебно-медицинского исследования трупа: время наступления смерти - приблизительно 24 часа с момента обнаружения трупа. Смерть наступила в результате тупой травмы головы, нанесенной на затылочную область. Травма нанесена тяжелым предметом с шириной ударной поверхности около 1-1,5 см, с тонким заостренным лезвием (похожим на медицинский скальпель). Имеются следы попыток отсечения некоторых внутренних органов (матки).
Задания:
1. Реконструируйте событие преступления.
2. Проанализируйте возможную взаимосвязь этого и описанного в упражнении 3 преступлений.
3. Выявите общие поведенческие компоненты преступлений и психологический смысл поведения неизвестного преступника (психологическая расшифровка обстоятельств преступления).
4. Попытайтесь смоделировать некоторые личностные и поисковые признаки преступника.4
Упражнение 5
Из фонограммы допроса свидетеля:
«Вопрос: Вы были свидетелем этого несчастного случая?
Ответ: Да.
Вопрос: Когда он произошел?
Ответ: 14 июля.
Вопрос: Это было около полугода назад, не так ли?
Ответ: Да.
Вопрос: И Вы утверждаете, что будто все произошло именно так, как показали?
Ответ: Да, именно так.
Вопрос: Когда это было, в какое время?
Ответ: Около 9 часов утра.
Вопрос: А теперь скажите, что произошло в 9 часов следующего дня?
Ответ: Этого я не помню.
Вопрос: Но тем не менее Вы помните, что случилось 14 июля? Ответ: Это я запомнил хорошо.
Вопрос: Ваша память 14 июля была лучше, чем 13 или 15 июля. Ответа не последовало».5
Задания:
1. Каковы были сомнения и замысел следователя, проводившего допрос?
2. В чем заключались его психологические просчеты как в замысле, так и в тактике?
Упражнение 6
Внимательно прочитайте «исповедь» рецидивиста.6 Отметьте знаком «+», какие мотивы, перечисленные в таблице, побудили его к татуировкам и каким именно.
«Наколки сделал, когда впервые попал в заключение. На усиленном режиме считал, что только милиция виновата в аресте. Увидев у одного осужденного татуированное слово «ЗЛО» и узнав, что оно расшифровывается, как «За все легавым отомщу», наколол это слово на запястье левой руки. К тому же слово нравилось тем, что «зло» есть «зло» и от хорошей жизни его не накалывают. В 18 лет хотелось выделиться. Рассчитывал, что после освобождения знакомые, увидев это слово, подумают: «Этот человек видел в жизни много зла». Хотелось произвести впечатление опытного человека. В 1978 г. получил весточку от сестры о смерти матери и с горя наколол могильный крест с надписью «Спи, мать».
Следующая наколка была сделана на запястье правой руки и представляла собой рисунок: рукопожатие, скрещенные ножи и текст: «Руку - вору, нож - прокурору». Ее сделал под влиянием блатных песен и под нажимом «воров в законе», хотя я сам лично обиды, вражды к прокурору не испытывал. О «ворах в законе» ходили легенды, и мы считали их чуть ли не героями. Эта «картинка» была сделана исключительно для жизни в колонии. Очередная наколка, сделанная на предплечье левой руки, изображала факел и олимпийские кольца. Год тогда был олимпийским, так что этот рисунок был ко времени. Последующие два рисунка наколол, следуя примеру приятеля, который был сплошь покрыт «картинами», все рассматривали его, как диковинку. Я также представлял себя в центре внимания, что все будут любоваться мною, покажись я на пляже. Модными в нашей колонии были рисунки гороскопа, и я сделал себе на бедре знак Тельца. Кроме того, на пальцах левой руки выколол год рождения, но вместо последней цифры изобразил череп -был молод, не хотел, чтобы все видели год моего рождения, хотел казаться старше».
№п/п | Мотив | Наименование татуировки | |||||
«зло» | "Спи, мать" | Руку-вору, нож- прокурору | Факел и олимпийские кольца | Тельца | Год рождения | ||
1 | Бравада. Желание показать себя более опытным, «отпетым» |
|
|
|
|
|
|
2 | Тщеславие |
|
|
|
|
|
|
3 | Стремление завоевать авторитет среди осужденных, сверстников |
|
|
|
|
|
|
4 | Скука, безделье |
|
|
|
|
|
|
5 | По недомыслию |
|
|
|
|
|
|
6 | Знак памяти |
|
|
|
|
|
|
7 | Ненависть к правоохранительным органам |
|
|
|
|
|
|
8 | Украшательство |
|
|
|
|
|
|
9 | Подражание |
|
|
|
|
|
|
10 | Подчинение силе (под принуждением) |
|
|
|
|
|
|
Упражнение 7
Как только старый самолет вылетел из г. Грозного, на борту началась сильная тряска. Примерно через полчаса полета надежды следователя Громова поскорее завершить это тряское путешествие были прерваны бортпроводником. «Товарищ следователь, скорее подойдите сюда!» Громов пробрался к кабине. На переднем месте безжизненно сидел человек с ножом в груди. Возле кресла стоял маленький столик, на котором лежали листки бумаги, исписанные четким почерком.
«Я заполнял декларацию коммерческого груза», - сказал проводник. «Пять минут назад я услышал хрипы, но не подумал ни о чем подозрительном. Минуту назад я обернулся и нашел пассажира в таком состоянии».
Следователь обошел салон. В самолете было только три пассажира: в середине салона спал пожилой мужчина с портфелем на коленях, надвинув на глаза шляпу, вздрагивая и посапывая во сне. Остальные два места были заняты молодой парой. Юноша держал девушку за левую руку выше локтя. Она сидела прямо, с приоткрытым ртом, будто была очень испугана. Громов посоветовал пилоту вызвать милицию, и, когда самолет приземлился, сказал оперуполномоченному: «Арестуйте...».
Ответьте: кого?
Упражнение 8
Оперуполномоченный уголовного розыска ведет беседу с задержанным за ношение огнестрельного оружия:
- В протоколе осмотра Вашей машины указано, что у Вас изъято золота на сумму более 40 тыс. руб. Кроме того, в ней находились бриллианты, все новые, только что из магазина, что подтверждают этикетки. Зачем Вам столько?
- Я предприниматель, денег у меня много, зарабатываю в месяц более 80 тыс. - это моя зарплата. Куда мне их девать? Вот и купил золотые изделия.
- А пистолет где приобрели?
- Я ничего не знаю про пистолет. Мне его сунули в карман при задержании.
- Неправда, понятые утверждают, что он торчал у Вас из кармана. Так, где Вы взяли пистолет?
- Купил у отставного армейского генерала, служившего в Афганистане, с целью защиты от рэкета.
- У того самого генерала, на «Волге» которого вы ездите по доверенности?
- Да, у того самого. И вообще, я понимаю, что влип, статья - незаконное хранение и ношение оружия. Предлагаю тебе: десять тысяч и - отпусти меня... Мне надо выйти. Ну что тебе стоит, зарабатываешь ты гроши, я знаю. А лишние десять тысяч на дороге не валяются...
(Из разговора с оперуполномоченным выяснилось, что он тоже думал, что парень попал в милицию случайно. Взял оружие, чтобы защищаться от вымогателей. Но когда он стал предлагать взятку только за ношение оружия, то это насторожило. Дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия позволили доказать причастность задержанного к одной из преступных группировок.)
Задание, вопрос:
1. Проанализируйте диалог оперуполномоченного с задержанным. Какие приемы применил сотрудник милиции для диагностики лжи в высказываниях задержанного?
2. По каким критериям речевых высказываний и невербальных реакций человека можно определить его, неискренность?
Упражнение 9
Ознакомьтесь с примерами ловушек при допросах.
А) Начало допроса.
Следователь:
- Вы знали убитого Корытова?
У допрашиваемого затряслись руки:
- Я не знаю никакого Корытова! Не убивал я милиционера!
- Чем вы докажете свое алиби? Где вы были в ночь убийства? Допрашиваемый стал нервно ломать свои пальцы.
- Сейчас я вспомню. Сейчас... Ну да, конечно, в ту ночь я был у знакомой...
- В какую? Откуда Вы знаете, в какую ночь был убит Корытов? Б) - Именно там, у Курского вокзала, Прохор и дал тебе пистолет?
- Какой пистолет?
-Отвечай!
-Не знаю...
-Да или нет?
-Нет...
- Ложь: на рукоятке есть следы пальцев Прохора!
- Этого не может быть!
- Вот это другой разговор, - улыбнулся следователь, - а то «какой», «нет». В) Задержанный отрицал участие в преступлении других лиц, но следователь предполагал, что участвовали еще двое.
- Кто был с вами третьим?
- А второго вы уже знаете? - и, поняв, что проговорился, замер в страхе. Г) Свидетель отрицал свое знакомство с задержанным Николаевым.
- Скажите, какое недоразумение случилось между вами и Николаевым летом прошлого года?
Свидетель задумался.
- Нет, ничего такого у меня с ним не было.
- Вспомните получше... Лето, точнее, май.
Опять свидетель думает, но против упоминания фамилии Николаева не возражает, видимо, не осознавая своего промаха. Задания:
1. Определите для каждого из приведенных случаев, на какой психологической тонкости строилась ловушка.
2. Попытайтесь подобрать название психологического приема, используемого допрашивающим в каждом случае.
Упражнение 10
1. Андрей С. представлялся инспектором налоговой полиции и небрежно демонстрировал продавцам различных магазинов какую-то красную книжку. После чего «проверял» накладные, сертификаты качества и прочую документацию. Затем доставал сотовый телефон и делал вид, что кому-то звонит. Но каждый раз его подводила почему-то «плохая связь» и тогда он не терпящим возражений тоном объявлял, что придется изъять кассовую ленту и деньги. Красная книжка на проверку оказалась полувоенным удостоверением с чужой фотографией, сотовый телефон - обыкновенной детской игрушкой.
2. Вечером 10 апреля в деревне пропал семилетний мальчик Сергей, сын В., а утром 11 апреля он был обнаружен мертвым в колодце. Поздно вечером 10 апреля В. отправила в город телеграмму своему сожителю об исчезновении сына. С работниками почты она вела разговор об исчезновении сына и высказывала предположение о том, что он мог упасть в колодец. Однако жителям деревни, где она живет, В. ничего не говорила о необходимости проверки колодца. На В. пало подозрение в убийстве своего сына. Следователь предполагал, и не без оснований, что с момента совершения преступления она находилась в сильном эмоциональном напряжении. Поэтому была продумана соответствующая тактика допроса. В начале допроса В. не спросила о причине ее вызова и сразу же рассказала, что она с сыном возвращалась из дома соседей, по дороге они поругались, и Сергей, обидевшись, побежал вперед и около колодца поскользнулся и упал в колодец. Следователь внезапно спросил: «Сергей оказывал сопротивление, когда его хотели бросить в колодец?» В. мгновенно срывающимся голосом ответила: «Он не понимал, что я его бросаю в колодец».
Задания, вопрос:
1. Проанализируйте предложенные описания преступлений, связанных с инсценировкой и маскировкой.
2. Дайте психологическую оценку поведения Андрея С. и матери Сергея.
3. По каким психологическим признакам можно судить о наличии маскировки или инсценировки криминального деяния?
Упражнение 11
Ниже приводится перечень некоторых улик против подозреваемых, на основе которых следователи (лица, производящие дознание) предполагают о причастности данных лиц к совершенному преступлению:
• создание ложного алиби;
• немотивированный и внезапный отъезд из местности, где было совершено преступление;
• проявление повышенного интереса к процессу расследования;
• распространение слухов о личности преступников, потерпевшего;
• демонстративность поведения, призванного всячески убедить окружающих в полной непричастности к преступлению, даже когда об этом никто не спрашивает.
Вопросы:
1 Каким образом конкретные улики могут повлиять на выбор линии поведения следователя и как они могут проявиться при производстве следственных действий?
2. Какие еще улики поведения известны вам из практики и какие психологические ситуации в ходе расследования подтверждают вывод о причастности данного лица к преступлению?7
Упражнение 12
В 14.20 в дежурную часть Н-ского РУВД по телефону поступило сообщение от коммерческого директора фирмы «Стройсервис» о пропаже из сейфа бухгалтера 5250 долл. США. Прибывшей на место происшествия следственно-оперативной группой было установлено следующее.
Фирма «Стройсервис» расположена в здании двухэтажного особняка. Вход в здание осуществляется через центральный вход первого этажа, где расположена охрана, и помещение столовой, имеющее выход во двор. Дверь кухни запирается на замок изнутри. На первом этаже еще расположены: помещение торгового зала, кабинет директора с приемной, где находится секретарь, три кабинета сотрудников и помещение столовой с кухней. Во дворе здания - склад с двумя сотрудниками и две служебные автомашины с двумя водителями (всего в фирме 22 сотрудника).
На втором этаже располагаются два кабинета сотрудников этой фирмы: один - бухгалтерия с двумя сотрудниками, второй - экономисты. Кроме того, на втором этаже офисы еще двух фирм - «ТНТ» и «Альфа». Вход на второй этаж - по центральной лестнице.
Клиентами фирмы «Стройсервис» являются, как правило, организации и фирмы, расчеты нередко производятся наличными, в том числе и в валюте. Всего в фирме имеются три сейфа - у директора, бухгалтеров и в приемной у секретаря. Деньги хранятся как в сейфе у директора, так и в сейфе бухгалтеров.
На первом этаже у центрального входа на посту охраны круглосуточно несет службу один сотрудник (всего в охране четыре человека, включая начальника). Охранник имеет ключи от всех кабинетов фирмы «Стройсервис», а в ночное время обычно отдыхает в приемной директора. Здание оборудовано охранной сигнализацией с выходом на пульт ОБО, которая в течение последних двух недель не функционирует в связи с реконструкцией. Сотрудники охраны, осуществляющие пересмену в 19.00, проверку запирания дверей служебных помещений обычно не проводят.
Для сотрудников всех фирм, расположенных в здании, установлены два выходных дня - суббота и воскресенье.
Один из бухгалтеров, придя на работу в понедельник в 11.10, обнаружил пропажу денег из своего сейфа, о чем немедленно сообщил директору, который принял меры для поиска пропажи, но успеха они не имели. После этого он обратился в милицию.
Вопросы:
1. Каковы, на ваш взгляд, место и роль описанной в §8.13 методики психодиагностики причастности лица к правонарушению при отсутствии доказательств в производстве необходимых оперативно-следственных мероприятий по данному делу?
2. Определите категории лиц, подлежащих беседам-опросам.
3. Обоснуйте целесообразность и стратегию применения данного метода.
Упражнение 13
«Вся милиция разыскивает бродягу Мусу, продавца шаров, который похитил малолетнюю Ольгу Самохину», - сообщил участковый инспектор Славин следователю Громову.
«Разве никто не знает, где Муса бывает?» - спросил Громов.
«Никто о нем ничего не знает, - ответил инспектор. - Раз в неделю он оставляет свою старую повозку недалеко от Парка Дружбы и продает там воздушные шары. Детям нравятся рожи, которые он строит, когда подносит шар к губам и дует, пыхтя. В прошлый вторник Муса после своей обычной остановки уехал или, во всяком случае, сделал вид, что уехал. Позже единственный свидетель похищения В. Кузнецов рассказал, что был на заднем дворе у приятеля по соседству с участком парка и заметил, что один из шаров Мусы застрял высоко в ветвях ели. Он взял лестницу и залез на дерево.
Кузнецов говорил, что когда он отцепил шар, то бросил взгляд во двор парка и увидел, как Муса посадил Ольгу в свою телегу и уехал. Кузнецов рассказал, что не придал этому никакого значения, пока не услышал, что Ольгу не могут нигде найти.
Вчера отцу Ольги позвонили, и он услышал от неизвестного, что девочку похитили ради выкупа. Инструкции будут переданы позже.»
«Учитывая все, что вы мне сказали, - подвел итог Громов, - Я думаю, что девочка похищена не без участия Кузнецова».
Вопрос: почему?
Упражнение 14
В ходе работы по раскрытию убийства двух девушек в поле зрения оперативных работников попал государственный служащий П., которого они заподозрили в причастности к преступлению. Как способ оперативной проверки данного лица одним из оперативников был предложен следующий вариант: вечером, когда П. будет находиться дома, ему должен поступить звонок от неизвестного лица, которое в жесткой манере даст ему понять, что им известна его причастность к убийству и если он не хочет, чтобы эти сведения стали известны милиции, то должен принести в условленное время и указанное место крупную сумму денег.
Задание:
Укажите, какой психологический прием использован в данном замысле, на что при этом рассчитывал оперативный работник, адекватен ли данный прием цели проверки П. на причастность к преступлению. Обоснуйте свое мнение.
Упражнение 15
1. Один из ведущих сотрудников ГУУР МВД РФ, обращаясь к теме использования в раскрытии преступления экстраординарных психофизиологических способностей человека, рассказывал о запросах во все УВД России. Далее он подчеркнул, что пришли ответы из 73 регионов. В 26 - уголовный розыск к экстрасенсам не обращался, в 47 - просили помощи по просьбе потерпевших, в 6 регионах были получены положительные результаты. В Ставрополе так раскрыто два убийства, кража из кассы, а в Смоленске найдены неопознанные трупы. При крупной краже шуб экстрасенс дал не только необходимую информацию, но и указал источник утечки из фирмы сведений коммерческого характера. В другом случае экстрасенс указал на преступника из круга подозреваемых.
В заключение сотрудник ГУУР отметил, что у него нет сомнений в том, что экстрасенсы могут помочь в раскрытии преступлений.
За рубежом способности экстрасенсов активно используются. Например, сообщается, что ясновидящая Д. Элис помогла полиции США в раскрытии 16 убийств.
2. Специальные исследования, проведенные в одном из научно-исследовательских учреждений, относящихся к системе органов правопорядка, привели проводивших их сотрудников к ряду выводов. Во-первых, они отмечали, что реально существуют люди с экстрасенсорными способностями, позволяющими воссоздать картину места происшествия, обеспечить более эффективный поиск преступников, и т. д. Во-вторых, по мнению исследователей, ни дальность свершившегося события, ни давность на результаты работы экстрасенса не влияют. Порой результаты бывают очень удачными. В Иркутске экстрасенсы нашли сейф и оборудование для изготовления фальшивых денег. В одном из вузов была совершена кража. Экстрасенсы назвали преступницу-клептоманку и даже пояснили, как можно заставить ее вернуть похищенное. Достоверность информации, получаемой от экстрасенсов, по мнению исследователей, составляет от 60 до 90%.
Задание:
Сформулируйте свое мнение о необходимости привлечения экстрасенсов к раскрытию преступлений и обоснуйте его. Если ваше мнение положительное, то постарайтесь перечислить конкретные виды преступлений, при раскрытии которых, по вашему мнению, в первую очередь целесообразно использовать экстрасенсов.
1 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1989. - С. 52.
2 Там же. - С. 63.
3 Методические материалы. Юридическая психология для слушателей факультетов № 1, 4 Академии управления МВД, имеющих высшее неюридическое образование, и практических психологов. - М., 1999. - С. 18-20.
4 Методические материалы. Указ. соч. - С. 21-22.
5 Гаврилова Н.И. Ошибки в свидетельских показаниях (Происхождение, выявление, устранение): Методическое пособие. - М., 1983. - С. 53-54.
6 Алферов Ю. А. Пенитенциарная социология: аудиовизуальная диагностика (татуировки, жесты, жаргон). Ч. 1. - Домодедово, 1996.
7 Методические материалы. Юридическая психология. / Для слушателей Академии МВД СССР. - М., 1990. - С. 72-73.
- Часть I. Законность, правопорядок и психология
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- Часть III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- Часть IV. Психология видов правоохранительной деятельности
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- Глава 12. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- Глава 1. Юридическая психология как наука
- 1.1. Право, общество, человек, психология
- 1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук
- 1.3. Система юридико-психологического знания
- 1.4. Специальная методология юридической психологии
- 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
- Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
- 2.1. Психология права
- 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
- 2.3. Правовая психология общностей
- 2.4. Правовая психология личности
- 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
- 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
- 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
- 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
- 2.9. Психология личной безопасности человека
- 2.10. Психология уголовной ответственности
- Глава 3. Криминальная психология
- 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
- 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
- 3.4. Психология криминальной среды
- 3.5. Психология преступных групп
- 3.6. Психология криминального насилия
- 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
- 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
- Глава 4. Психология личности юриста
- 4.1. Основы психологии личности юриста
- 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
- 4.4. Способности юриста
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
- Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
- 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
- 5.2. Личность в системе управления
- 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
- 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
- 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
- 5.6. Психология организационных отношений в управлении
- 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
- 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
- 5.9. Психология текущей организаторской работы
- 5.10. Психология требовательности руководителя
- 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
- 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
- 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
- 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
- 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
- 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
- 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
- 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
- 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
- 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
- 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
- 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
- 8.3. Психологический анализ юридических фактов
- 8.4. Психологический портрет и его составление
- 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
- 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
- 8.8. Психологическое наблюдение за группой
- 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
- 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
- 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
- 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
- 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
- Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
- Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
- Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
- Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
- Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
- Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
- Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
- Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
- 8.14. Юридическая психолингвистика
- 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
- 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
- 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
- 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
- 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- 9.1. Психотехника речи
- 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
- 9.3. Психотехника построения высказываний
- 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
- 9.5. Психотехника Бездейственности речи
- 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
- 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
- Психологический практикум (к части III)
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
- 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
- 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
- 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
- 10.5. Психология розыскной деятельности
- 10.6. Психология допроса
- 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
- 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
- 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
- 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
- Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- 12.1. Психология прокурорской деятельности
- 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
- 12.3. Психология милицейской деятельности
- 12.4. Психология таможенной деятельности
- 12.5. Психологические особенности суда присяжных
- 12.6. Психология в адвокатской деятельности
- 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
- 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
- Психологический практикум (к части IV)