3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
Сущность и задачи социально-психологического мониторинга. Эффективное предупреждение преступности может осуществляться лишь на основе адекватной прогностической оценки тенденций изменения ее состояния и причинного комплекса. В современной криминологической литературе прогнозирование преступности определяется как основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений. Необходим комплексный прогноз в сфере борьбы с преступностью, который должен охватывать тенденции: а) социальных процессов, непосредственно влияющих на преступность; б) борьбы с преступностью; в) самой преступности как явления, способного к самоизменению.
В современной литературе сформирован комплекс исходных оснований криминологического прогнозирования:
• преступность рассматривается как явление, вторичное по отношению к другим социальным явлениям, которые могут выступать как ее причинами, так и факторами, снижающими ее уровень;
• прогноз преступности — это прежде всего оценка тенденций, которая всегда носит вероятностный характер. Необходимое условие этой оценки (и в то же время ограничение) — допущение об устойчивости проявившейся в прошлом тенденции в динамике и структуре преступности;
• между преступностью и ее факторами нет линейной причинно-следственной связи и возможно запаздывание изменений в преступности при произошедших изменениях социальных условий, выступающих факторами ее роста или снижения. Это связано с инертностью социальных процессов — накоплением потенциала для изменений.
Криминологическое прогнозирование, основанное на этих положениях, может осуществляться при относительно высокой стабильности условий жизни общества или тенденций их изменения, а также при наличии необходимой информационной базы, включающей данные о широком спектре социальных явлений. При отсутствии этих условий прогнозирование преступности на определенный срок становится практически невозможным. На современном этапе необходимо постоянное слежение за ситуацией с преступностью — мониторинг.
Для разработки методики мониторинга основополагающим является положение о том, что факторы преступности различаются по степени непосредственности и интенсивности своего причинного влияния на преступность. Среди них есть внутренние причины, которые представляют собой явления индивидуального и общественного сознания, т.е. духовной сущности общества и отдельного человека.
Внутренние факторы формируются, изменяют свое содержание и интенсивность под влиянием условий социального бытия. Эти условия можно рассматривать как внешние факторы преступности, влияющие на изменение внутренних.
Среди них можно выделить факторы первого и второго порядков. Внешние факторы первого порядка более непосредственны в своем влиянии на внутренние (духовные). К их числу относится информационный поток, создаваемый средствами массовой информации, организуемый через просвещение, воспитание или складывающийся стихийно. Этот поток формирует ценностно-нормативную сферу сознания членов общества, опосредует восприятие и оценку ими событий социальной жизни. Примером факторов второго порядка может служить применение уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Эти меры обеспечивают непосредственно лишь частное предупреждение, в то время как общее предупреждение — опосредованно доходящей до членов общества информацией об изобличении и наказаниях преступников.
Методологически важен учет того факта, что детерминанты преступности могут изменяться под влиянием собственных движущих сил. Похоже, что преступность, достигая некоторого относительно высокого уровня, несет в себе механизм «расширенного воспроизводства» и способна сохранять тенденцию роста за счет внутренних факторов при отсутствии существенных изменений внешних. Явление самодетерминации обусловлено:
• расширяющимся криминогенным влиянием лиц, совершающих преступления, на остальную часть общества;
• формированием правонарушающих традиций среди определенных социальных групп;
• возникновением организованных преступных общностей, осуществляющих поддержку противозаконной деятельности и противодействие правоохранительной деятельности государства;
• снижением показателей обеспечения неотвратимости ответственности.
Криминологический мониторинг должен осуществляться как систематическое изучение и оценка внутренних — социально-психологических предпосылок преступности и тенденций их изменения в соотнесенности с анализом социальных условий, выступающих наиболее существенными внешними факторами и влияющих на формирование внутренних предпосылок преступности.
Порядок проведения социально-психологического мониторинга. Схема социально-психологического мониторинга преступности по логике его задач и возможностей включает следующие составляющие.
Первоначально изучаются те свойства общественного сознания и правовой психологии, которые выступают внутренними факторами появления и
развития тенденций ухудшения состояния правопорядка. По результатам их анализа делаются выводы о внутренних предпосылках изменений преступности в обществе (в конкретном регионе, общности людей) в текущее время.
Далее проводится криминогенетический анализ социально-психологических предпосылок преступности, направленный на выявление условий социального бытия и социальных воздействий, которые обусловливают криминогенно значимые изменения общественного сознания и правовой психологии. Установление этих факторов выступает основанием для принятия мер по их устранению или нейтрализации их негативного влияния.
Социально-психологический мониторинг ориентируется на разные социальные субъекты (территориальные общности населения, коллективы организаций, социальные группы) и по отношению к различным сферам юридически значимого поведения, соотносимого с уголовно-правовым запретом. К основным из этих сфер необходимо отнести: 1) сферу обеспечения удовлетворения материальных потребностей человека (эта сфера охватывает корыстные преступления); 2) сферу взаимодействия человека с другими людьми в связи с удовлетворением своих потребностей и интересов (данная сфера охватывает насильственные преступные деяния). Другие сферы юридически значимого поведения определяют специфические направления мониторинга. К ним относятся, например, сфера взаимодействия граждан с государством и его органами, сфера выполнения воинского долга, сфера досуга и потребления и др.
Социально-психологический мониторинг в отношении общества или определенных общностей людей предполагает изучение общественного правосознания и распределение индивидуальных правовых позиций членов общества, их представлений о приемлемости в обществе совершения противоправных деяний, субъективного восприятия влияния общества на его членов: криминогенного («общество поддерживает преступное поведение»), антикриминогенного («общество препятствует преступным посягательствам») и противоречивого («общество и способствует, и препятствует преступным деяниям»). Необходимо различение видов позиций по их разным психологическим особенностям.
Первая особенность — отношение к преступному деянию как способу удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации):
1) решимость вести преступный образ жизни и готовность осуществлять поиск или создание возможностей для его ресоциализации;
2) приемлемость преступлений лишь при возникающих благоприятных возможностях для этого либо в составе референтной группы (склоняющего влияния значимых лиц) при отсутствии собственного стремления к инициативному поиску или созданию таких возможностей;
3) допустимость преступлений лишь при невозможности обеспечить правомерно удовлетворение жизненно значимой потребности (разрешение острой проблемной ситуации);
4) полная неприемлемость для себя использования преступлений даже при вынуждающем характере обстоятельств.
Вторая особенность индивидуальной правовой позиции, значимая для криминологического мониторинга, выражает степень принятия личностью правомерного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации:
1) безусловное принятие только правомерного способа и решимость его постоянно использовать;
2) приемлемость правомерного способа и решимость его использовать сочетаются с неудовлетворенностью его результативностью;
3) противоречивое отношение к правомерному способу и отсутствие решимости его использовать наряду с отсутствием решимости отказа от него;
4) определенное неприятие правомерного способа с решимостью отказа от его использования.
Третья особенность правовой позиции личности проявляется по отношению к выполнению общественного долга участия в борьбе с преступностью. Она основывается на отношении личности к использованию другими людьми противозаконного способа действий, которое может быть: солидарным (оправдывающим, лояльным); противоречивым (содержащим элементы и оправдания, и осуждения) в зависимости от мотивов совершения противозаконных действий, объекта посягательства и т.д.; индифферентным (неопределенным, неясным, несформированным); умеренно отрицательным (выражающим сожаление в связи с тем, что люди совершают преступные деяния); обостренно отрицательным (осуждающим противозаконные действия).
Позиции личности по отношению к участию в борьбе с преступностью, выполнению общественного и гражданского долга в этой деятельности могут быть дифференцированы следующим образом:
1) позиция принципиального неучастия;
2) позиция участия при затрагивании личных интересов или интересов близких людей;
3) позиция избирательного участия в зависимости от того, кто является потерпевшим (заслуживает ли он сочувствия) или преступником (существует ли угроза мести со стороны преступника и т.д.);
4) позиция обязательного участия в любом случае.
Приведенная дифференциация основных сторон правовой позиции личности может быть использована в качестве основы для разработки методики изучения их распределения в обществе (общности) при осуществлении социально-психологического мониторинга предпосылок преступности.
Психологическое исследование отражения в индивидуальном и общественном сознании социальной приемлемости совершения противоправного деяния показало наибольшую значимость следующих социальных представлений:
• о распределении в обществе, референтном социальном окружении или среди представителей социальной группы, к которой относит себя субъект, правовых позиций, указанных в приведенной выше их типологии;
• о благоприятности либо неблагоприятности последствий для тех, кто использует противоправный способ удовлетворения потребностей (разрешения проблемных ситуаций);
• о социальном реагировании на совершение определенного рода противоправных деяний и вероятности наступления отрицательных последствий (юридических или не юридических);
• о возможности и благоприятности использования правомерного способа для обеспечения удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций;
• о социальном реагировании (отношении ближайшего окружения) на использование субъектом исключительно правомерного способа действий для удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации), т.е. на принципиальное неиспользование противоправного способа
Психологический практикум (к части I)
Упражнение 1
Просмотрите для восстановления в памяти перечень задач юридической психологии, приведенный в § 1.2.
Задание:
Оцените, какая из задач представляет для вас как для практикующего юриста особый интерес. Какие, конкретно, ответы и в какой форме вы хотели бы получить от специалистов по юридической психологии, разрабатывающих ее прикладные проблемы?
Упражнение 2
Возьмите любой из законодательных актов, ориентированный на широкие круги граждан, и попытайтесь его проанализировать психологически. Задания:
1. Последовательно проанализируйте и оцените содержание законодательного акта по критериям: а)понятность для «среднестатистического» гражданина, б)оценка и отношение к отдельным положениям и всему акту (одобрительное, отрицательное, нейтральное), в)степень реального мотивирующего и регулирующего влияния (будет выполняться, не будет, трудно сказать).
2. Проанализируйте и оцените тот же акт по психологичности оформления, используя те же критерии.
3. Будь ваша власть, что бы вы изменили в анализируемом законодательном акте, подходя к нему с позиций юридической психологии?
Упражнение 3
Откройте § 2.6, в котором приводится перечень психологических факторов, чаще всего и в разной степени оказывающих влияние на правовую психологию населения. Задания:
1. Просматривая перечень, оцените, какие из этих факторов оказывают влияние на криминальную и оперативную обстановку в районе (городе, области, республике, - выберите что-то одно по своему желанию), где вы живете.
2. Подумайте, все ли факторы учтены? Если нет, то дополните перечень самостоятельно. Обоснуйте, по каким основаниям вы это делаете;
3. Из всего перечня факторов, оказывающих, по вашему мнению, влияние на состояние законности и правопорядка, выделите две группы (с тремя-пятью факторами в каждой), первая из которых оказывает наиболее сильное положительное влияние, а вторая -наиболее сильное отрицательное. Постарайтесь, чтобы в каждой группе были не только фоновые факторы, относящиеся к состоянию всего российского общества, но и зависящие от местных органов власти, населения. Постарайтесь оценить, в чем конкретно состоит их влияние на правовую психологию всего населения города (района, области, республики) и на правовую психологию отдельных граждан. Какие благоприятные и неблагоприятные явления в них эти факторы вызывают?
4. Сузьте и конкретизируйте свой аналитический поиск: попытайтесь четко оценить влияние деятельности правоохранительных органов города (района, области, республике) на правовую психологию населения по двум направлениям: а) что и как сказывается положительно и б) что и как сказывается отрицательно.
5. Закончите анализ поиском ответов на вопрос: что и как можно улучшить в работе правоохранительных органов (что зависит от людей, работающих в них) города (района, области,
республики), чтобы начались или ускорились изменения в правовой психологии населения в направлении к повышению уровня ее развития, к уровню правовой культуры?
6. Попробуйте повторить задание № 5 применительно к тому правовому органу, в котором вы собираетесь работать или уже работаете.
Хорошо, если вы проделаете анализ по заданиям 1-6 не только в одиночку, но и организуете их обсуждение в группе, в правоохранительном органе.
Упражнение 4
Зайдите в любой магазин, киоск, где торгуют аудио- и видеокассетами. Подойдите к прилавку, полке, на которых находится все, что продается в данный момент.
Задания:
1. Подсчитайте общее число продаваемых кассет, содержание которых вам, в принципе, известно или оно очевидно из названий или прилагаемых аннотаций. Запишите.
2. Подсчитайте число кассет, которые, по вашей оценке, способствуют патриотическому, культурному, высокоморальному развитию тех граждан (подростков, молодежи, взрослых), которые приобретут их. Запишите.
3. Подсчитайте, сколько кассет ориентировано на формирование (или по крайней мере будут способствовать) цивилизованной правовой психологии тех, кто будет их многократно прослушивать и просматривать. Запишите.
4. Подсчитайте процент кассет, выявленных вами во втором и третьем случаях.
5. Оцените, что перевешивает в тех влияниях, которые оказывает аудио- и видеопродукция на психологию населения вообще и правовую психологию в частности.
Упражнение 5
Сядьте перед телевизором или радиоприемником, настройтесь на какой-нибудь канал и следите в течение нескольких часов за передачами.
Задание аналогично данному в упражнении 4: фиксируйте все передачи, подсчитывайте число передач, соответствующих п.п. 2 и 3, подведите итоги и сделайте вывод.
Упражнение 6
В одном из исследований правосознания молодежи были получены следующие данные.
|
|
|
|
|
|
| Группы | Показатели |
| ||
| Коэффициент осведомленности | Коэффициент солидарности | Коэффициент интернализации |
| |
| Законопослушные | 0,73 | 0,74 | 0,34 |
|
| Правонарушители (несудимые) | 0,74 | 0,68 | 0,23 |
|
| Преступники из них: насильственные корыстные корыстно-насильственные | 0,77 0,77 0,78 0,75 | 0,62 0,65 0,60 0,58 | 0,14 0,14 0,15 0,13 |
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы и задания:
1. Вспомните определение понятия правосознания.
2. Какова роль правового сознания в детерминации законопослушного и преступного поведения?
3. Составьте ряд вопросов и заданий, направленных на познание уровня правовой
осведомленности, оценочных суждений и мнений о праве и практике его применения, правовых установок и ориентации.
4. Пользуясь приведенными в таблице данными, дайте сравнительную характеристику правосознания законопослушных граждан, правонарушителей и различных категорий преступников.
5. В чем заключаются наиболее существенные деформации правового сознания?
6. Какие выводы можно сделать на основе анализа указанных выше эмпирических данных, полученных в ходе исследования правосознания различных групп?
Упражнение 7
В одной из центральных газет РФ было опубликовано письмо гражданки Т. Вот его содержание:
«Мне 23, а я вдова. Вдова - солдатка, как в войну. 22 февраля дочке исполнилось три года, а на следующий день далеко от дома при исполнении служебного долга погиб ее папочка. Боюсь, она не сможет запомнить, какими нежными и сильными были руки ее папы Юры, как высоко он подбрасывал ее над головой и они вместе задыхались от восторга.
Мой Юра был любимцем двора, где мы росли вместе и знали друг друга всю жизнь. Он был таким справедливым, всегда заступался за слабых, потому и в ОМОН пошел. Как много он мог бы сделать доброго людям, скольким попавшим в беду помочь, а погиб на третий день пребывания в Чечне от бандитской пули. Он нужен был здесь, у себя дома.
Юра не любил хвастаться, и я не знала, каким хорошим профессионалом он успел стать за три недолгих месяца службы в отряде после «учебки». При жизни ведь у нас хвалить не умеют. А потом, после кладбища, ребята из отряда говорили, что на его счету за это время было успешных операций куда больше, чем у иных за год-два.
Он был тренированным и реактивным. И все шутил, что служба в ОМОНе для него не опаснее, чем работа дворником - тоже мусор надо собирать. Что судьба его хранит. Было так: из дорожной катастрофы вышел живым, только с царапинами. На токарном станке работал, чуть ногу не оторвало - не оторвало, на сантиметр мимо железо пронеслось. Но, видно, у Бога не хватает сил, чтобы всех уберечь.
Наш город захлестывает преступность. Я боюсь оставить свою девочку в детском саду: недавно какой-то мерзавец в микрорайоне «Южный» прицельно стрелял по выведенным на прогулку детям. Одного ребенка ранил. Что ни день, то в городе новое злодейство. И неудивительно - столько оружия на руках у бандитов! Даже на вооруженных милиционеров нападают, не боясь ни закона, ни силы. Юра нужен был здесь.
Что же нам, женам и вдовам, сделать, чтобы не бояться за жизни своих детей? Пойти, как на войну, вместо убитого мужа и самим вступить в борьбу с бандитским беспределом? Кто мне ответит? Наверное, никто. Как никто не вернет дорогого и любимого мужа, мою первую и, думалось, такую счастливую любовь...».
Задание:
Внимательно прочитайте письмо. Проведите анализ характера и степени влияния опубликованного материала на психологию населения.
Упражнение 8
Вопросы и задание:
1. В чем проявляется роль чувства личной безопасности для регуляции поведения человека?
2. Какие действия и виды деятельности могут мотивироваться чувством личной безопасности?
3. Можно ли утверждать, что служба в правоохранительных органах безусловно усиливает чувство личной безопасности и является одним из основных ее мотивов?
4. Один из опасных преступников, осужденных за совершение тяжкого преступления, в беседе сотрудника с ним сказал: «Я живу только в минуту смертельной опасности!» Дайте психологическую характеристику мотивации данного высказывания и личностных особенностей преступника.
Упражнение 9
В одной из колоний произошло чрезвычайное происшествие, связанное с сожжением трех осужденных. При проведении расследования установлено, что однажды в конце рабочего дня осужденному земляческой группы «А», пользующемуся определенным авторитетом, стало известно, что у осужденных другой земляческой группировки «Б» имеются спиртные напитки. Осужденный попросил эти напитки для своей группы, а когда ему отказали, избил отказчика. Пострадавший рассказал о случившемся своим землякам и те направились на поиски обидчика. Тот был обнаружен на производственном участке беседующим в группе своих земляков «А», которая по количеству не превышала 10 человек. Группа пришедших «Б» была значительно больше по численности, и они сразу приступили к драке. Основная масса группы «А» мгновенно разбежалась, а трое спрятались в бокс и забаррикадировались за железными дверями. Разъяренная неуспехом масса пришедших попыталась выломать двери, но безуспешно. Тогда они слили горючее из транспортных средств, выплеснули его в бокс и подожгли. В результате трое осужденных сгорели.
Вопросы:
Как вы считаете, может ли описанное выше чрезвычайное происшествие в колонии быть объяснено закономерностями и механизмами функционирующей в местах лишения свободы криминальной субкультуры? Или это особый случай?
Какими конкретно признаками описанного случая можно обосновать ваше мнение?
Упражнение 10
В преступное сообщество города Красного входили следующие лица: «вор в законе» - организатор группировки; отвечающие за использование «общака»; взаимодействующие с государственными органами, финансово-банковскими и коммерческими структурами; обеспечивающие безопасность формирования; смотрящие за территориями, отдельными объектами (казино, ресторанами, гостиницами, местами лишения свободы) и рядовые члены.
Преступное сообщество Тюмени, возглавлявшееся тюменским «вором в законе» по кличке Черный, состояло из преступных группировок, контролирующих регионы города и области. Их возглавляли его «положенцы», держатели городских общаков. В Тюмени это делал «вор» по кличке Богдан, в Сургуте - «вор» Зятек, в Нефтеюганске - «вор» Азат, в городе Пыть-Ях - «вор» по кличке Лунь.
Вопрос: Какие подходы положены в основу формирования структуры преступных группировок в первом и втором примере?
Выберите варианты ответов из числа перечисляемых ниже:
• функционально-ролевой; »
• территориально-харизматический;
• межличностный;
• административно-служебный.
Упражнение 11
В газете «Московский комсомолец» (от 10.04.1999 г.) приведено письмо: «Меня зовут Мариной. Мужа - Сергей. Нам обоим по 30 лет. Познакомились мы год назад по переписке, расписались через полгода. Я виделась с мужем всего два раза: во время свадьбы и совсем недавно, когда ездила к нему на свидание. Муж находится в колонии строгого режима и только через 7 месяцев выйдет на свободу.
Познакомились мы так. Однажды мне попалось на глаза объявление в газете: «Мужчина,
29 лет, рост 180 см., брюнет, без вредных привычек. Женат не был... Ищу для создания семьи добрую женщину до 35 лет, способную на верность, любовь и понимание...»
«Да неужто такие мужчины еще существуют», - удивилась я. - Может, это и есть моя судьба»? А когда увидела обратный адрес, «учреждение N...», как в народе говорят, - места не столь отдаленные, то чуть не расплакалась! Надо же, попался один порядочный мужик на всю страну, да и то зэк! Но на следующий день я опять перечитала объявление и стала рассуждать иначе. Ну зэк. Ну отбывает. Но когда-нибудь выйдет же он на свободу!
И я написала письмо. Ответ пришел очень быстро. Таких слов мне никогда никто не говорил и не писал: «Здравствуй, мое сердечко! Как давно ждал я встречи с тобой! Подношу твою фотографию к губам и чувствую родной запах твоих духов. Если бы ты знала, как много накопилось в моем сердце невысказанных слов любви и нежности».
За эти письмом последовали другие. Через полгода нашего заочного знакомства мы решили пожениться. К этому времени я уже познакомилась с его родителями, ездила к ним домой на Урал. Они обрадовались нашему решению и приняли меня как родную.
Никогда не забуду свою первую поездку в колонию. Это было как кошмарный сон! Солдаты на вышках, бесконечные километры колючей проволоки, свирепые овчарки и люди, такие же страшные, как звери. Перед самой проходной в зону меня охватили сомнения и страх: правильно ли поступаю, связывая свою жизнь с человеком, который осужден за убийство?
Все дальнейшее происходило, как в дурном сне. Под конвоем привели моего жениха. Потом пришел работник местного загса, заполнил бумаги и поставил штамп в моем паспорте. После скупых поздравлений нас наконец-то оставили одних... Три дня, положенные молодожену-заключенному по закону, которые он может провести вместе с женой, пролетели как один час. Сергей был очень нежен и деликатен со мной и старался, как мог, доставить мне радость. Я даже стала привыкать к тем жутким бытовым условиям, в которых проходил наш скоротечный медовый «месяц». И поняла, что жизнь есть везде, и люди тоже везде живут очень разные. Как говорят, от сумы и тюрьмы никто не застрахован, поэтому ставить крест на человеке из-за того, что он оказался за решеткой, нельзя.
Марина (г. Нижний Новгород)»
Вопросы:
1. Каковы, как вы полагаете, основные мотивы брачных объявлений и переписки осужденных с женщинами?
2. Как влияет, по вашему мнению, семья и даже переписка со знакомыми на психическое состояние осужденного и его поведение в исправительных учреждениях?
Упражнение 12
I. Представьте, что вам поручено руководством изучить социально-психологические предпосылки тенденций корыстной преступности среди населения вашего района (города, области, республики). Для этого вам надо разработать опросный лист. В нем, в частности, следует предусмотреть вопросы для изучения правовых позиций и ожиданий опрашиваемых. Ниже приведен примерный перечень их.
Задание:
Сформулируйте для каждого вопроса варианты возможных ответов (от трех до пяти), которые должны выражать различные виды позиций и ожиданий граждан. Вопросы к опрашиваемым таковы.
1. Для какой, на ваш взгляд, части лиц, проживающих в вашем районе (городе, области, республике) приемлемо использование незаконного (уголовно наказуемого) способа обеспечения материального достатка?
2. Как, по вашему мнению, изменяется в нынешнее время такая позиция людей?
3. Какую позицию в отношении преступного способа обеспечения материального
достатка занимает большая часть людей, имеющих примерно ваши возрасти социальное положение?
4. Какая тенденция, на ваш взгляд, характерна в нынешнее время для такой позиции людей ваших возраста и социального положения?
5. Как, по вашему мнению, относится большинство трудоспособных людей к правомерному способу обеспечения материального достатка?
6. Как, на ваш взгляд, изменяется в нынешнее время отношение людей к правомерному способу обеспечения материального достатка?
7. Какая, на ваш взгляд, часть людей, проживающих в вашем районе (городе, области, республике), станет оказывать помощь правоохранительным органам в изобличении преступника?
II. Разработайте аналогичный опросный лист для изучения социально-психологических предпосылок насильственной преступности.
Упражнение 13
Задания:
1. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего кражу личного имущества из квартиры в составе группы, которые необходимо изучить и учитывать для:
а) оценки личности в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;
б) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;
в) индивидуального подхода к осуществлению его исправления в период исполнения наказания.
Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.
2. Определите перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо учитывать при решении задач а), б), в) (задание 1).
3. Вспомните историю какого-либо известного вам преступления или воспользуйтесь его описанием в литературе, или по материалам обвинительного заключения, или приговора. Проведите его анализ и выделите психологические особенности личности человека, совершившего это преступление, т.е. укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший такого рода преступное деяние. Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении и характере совершенного им преступления примите сами в качестве допущения.
Упражнение 14
Задания:
1. Составьте перечень психологических свойств личности преступника, совершившего убийство из хулиганских побуждений, которые необходимо изучить и учитывать для:
а) индивидуального подхода при проведении допроса в ходе расследования преступления;
б) определения вины в связи с принятием судебного решения о назначении наказания;
в) индивидуального подхода при исправлении в период исполнения наказания.
Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении примите сами в качестве допущения.
2. Вспомните историю какого-либо известного вам преступления или воспользуйтесь его описанием в литературе, по материалам обвинительного заключения или приговора. Проведите анализ, укажите, какими свойствами личности может обладать человек, совершивший его. Необходимые, на ваш взгляд, исходные данные о преступнике, его социальном положении примите сами в качестве допущения.
Упражнение 15
Задания:
1. Определите круг практических задач правоохранительной деятельности, для решения которых необходимо изучение личностной приемлемости преступного поведения.
Составьте перечень отношений личности, которые являются важными для определения личностной приемлемости насильственного преступного деяния при конфликтной ситуации (например, приемлемость причинения тяжких телесных повреждений другому человеку). Обоснуйте свой выбор.
Сформулируйте перечень вопросов, которые необходимо было бы задать человеку в проанализированном вами задании 2.
4. Смоделируйте психологическую картину генезиса преступного деяния в проанализированном вами в заданиях 2 и 3 случае.
5. Смоделируйте психологическую картину генезиса преступного деяния корыстного типа (например, хищения, разбойного нападения, вымогательства или другого) человеком, имеющим:
• зрелую личностную приемлемость совершения такого деяния;
• некоторые предпосылки приемлемости совершения такого деяния.
Упражнение 16
Задания:
1. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений о возможных мотивах совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и обстоятельств ситуации могут возникать такие побуждения.
2. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния насильственного типа. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и попробуйте мысленно определить те свойства личности и обстоятельства ситуации, которые могут служить предпосылками возникновения таких мотивов.
3. Выберите один из предполагаемых вами мотивов рассматриваемого преступного деяния и определите, что необходимо выяснить при сборе информации и общении с лицом, совершившим его, чтобы проверить, действительно ли этот мотив имел место.
- Часть I. Законность, правопорядок и психология
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- Часть III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- Часть IV. Психология видов правоохранительной деятельности
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- Глава 12. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- Глава 1. Юридическая психология как наука
- 1.1. Право, общество, человек, психология
- 1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук
- 1.3. Система юридико-психологического знания
- 1.4. Специальная методология юридической психологии
- 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
- Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
- 2.1. Психология права
- 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
- 2.3. Правовая психология общностей
- 2.4. Правовая психология личности
- 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
- 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
- 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
- 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
- 2.9. Психология личной безопасности человека
- 2.10. Психология уголовной ответственности
- Глава 3. Криминальная психология
- 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
- 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
- 3.4. Психология криминальной среды
- 3.5. Психология преступных групп
- 3.6. Психология криминального насилия
- 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
- 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
- Глава 4. Психология личности юриста
- 4.1. Основы психологии личности юриста
- 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
- 4.4. Способности юриста
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
- Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
- 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
- 5.2. Личность в системе управления
- 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
- 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
- 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
- 5.6. Психология организационных отношений в управлении
- 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
- 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
- 5.9. Психология текущей организаторской работы
- 5.10. Психология требовательности руководителя
- 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
- 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
- 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
- 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
- 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
- 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
- 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
- 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
- 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
- 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
- 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
- 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
- 8.3. Психологический анализ юридических фактов
- 8.4. Психологический портрет и его составление
- 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
- 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
- 8.8. Психологическое наблюдение за группой
- 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
- 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
- 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
- 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
- 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
- Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
- Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
- Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
- Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
- Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
- Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
- Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
- Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
- 8.14. Юридическая психолингвистика
- 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
- 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
- 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
- 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
- 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- 9.1. Психотехника речи
- 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
- 9.3. Психотехника построения высказываний
- 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
- 9.5. Психотехника Бездейственности речи
- 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
- 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
- Психологический практикум (к части III)
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
- 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
- 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
- 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
- 10.5. Психология розыскной деятельности
- 10.6. Психология допроса
- 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
- 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
- 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
- 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
- Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- 12.1. Психология прокурорской деятельности
- 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
- 12.3. Психология милицейской деятельности
- 12.4. Психология таможенной деятельности
- 12.5. Психологические особенности суда присяжных
- 12.6. Психология в адвокатской деятельности
- 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
- 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
- Психологический практикум (к части IV)