6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
Профессиональная деформация работников органов правопорядка, ее профилактика и преодоление. Профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Специфика правоохранительной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. При отсутствии у сотрудника достаточного уровня психологической и нравственной устойчивости часто наблюдается развитие его профессиональной деформации. При этом профессиональная деформация негативно влияет на деловое общение работника и эффективность его служебной деятельности.
В психологической литературе выделяют три группы факторов (Буданов А.В., 1992), ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.
К факторам, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов, следует отнести:
• детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;
• наличие властных полномочий по отношению к гражданам, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;
• корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;
• повышенная ответственность за результаты своей деятельности;
• психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;
• экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);
• необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт с правонарушителями, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).
К факторам, отражающим особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:
• неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;
• недостаточная профессиональная подготовленность;
• специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);
• профессиональный опыт;
• профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как^ возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);
• особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;
• изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).
К факторам социально-психологического характера относятся:
• неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;
• неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);
• низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.
Таким образом, профессиональная деформация развивается под влиянием факторов, относящихся к внешней среде деятельности (общение с правонарушителями, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а также факторов внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителям и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т.д.).
Основные проявления профессиональной деформации сотрудников. Первая группа проявлений связана с деформацией индивидуальной профессиональной концепции сотрудника и появлением в ее структуре жестких стереотипов, отражающих неверное восприятие организации и самого себя в ее структуре.
Исследования позволили выявить шесть подобных стереотипов1.
Стереотип «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» меняет структуру управленческого взаимодействия, переводя ее на режим угрозы наказанием за проступок, приказное общение.
Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно влияет на самостоятельность решений и суждений работника, формирует безынициативность, ожидание приказов и распоряжений со стороны руководства.
Стереотип догматического следования приказам порождает установку на бездумное выполнение любого приказа начальника, часто ведет к внутриличностным конфликтам, если имеется собственное мнение о необходимости действовать по-другому.
Стереотип «маленького человека» ведет к снижению профессиональной самооценки, проявлению конформизма и отсутствию собственных суждений по тому или иному служебному вопросу.
Стереотип «оптимального» ролевого поведения часто выступает как механизм приспособительного поведения к определенным служебным ситуациям и конкретным профессиональным действиям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для получения показаний от подозреваемого и т.д.
Стереотип «нахождения виновного» оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т.п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективности деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются. Проявления профессиональной деформации имеют место как во внешней среде деятельности, взаимодействии с объектом деятельности (правонарушителем) и другими гражданами, так и во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем. Во внешней среде деятельности можно рассмотреть следующие проявления профессиональной деформации работников органов правопорядка:
• уверенность и порой самоуверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных задач, чрезмерное самомнение и завышенная самооценка;
• наличие установки на «обвинительный уклон» по отношению к другим людям, чрезмерная подозрительность, грубые ошибки в восприятии и оценке других людей, их действий и поступков;
• правовой нигилизм, который проявляется в пренебрежительном отношении к требованиям закона, игнорировании требований закона и произвольном толковании закона и подзаконных нормативных актов;
• правовой ригоризм, представляющий собой выраженную установку на ужесточение наказания, применение к правонарушителю более жестких мер наказания безотносительно к особенностям его личности, к ситуации совершенного правонарушения;
• стереотип закрытости, стремления к излишней секретности, приданию своей работе мнимой значительности, тенденция к сверхконтролю;
• перенос своей служебной роли, профессиональных навыков и установок во внеслужебные отношения;
• усвоение элементов криминальной субкультуры (уголовного жаргона, норм поведения, обращения к другому человеку и т.д.) и их использование в своей деятельности;
• упрощение делового общения, выражающееся в снижении культуры и этики общения с гражданами, обращения на «ты», применении выражений, оскорбительных для других людей, и т.п.;
• наличие установки на применение только властных методов воздействия на правонарушителей и других граждан, пренебрежение методами психологического влияния, достижения согласия, разрешения конфликта на основе вербального воздействия и т.д.
• педантичность, излишний формализм в работе и затягивание вопросов о принятии конкретных решений в рамках своей компетенции.
Во внутрисистемном управлении, в общении с руководителями и сослуживцами возможны следующие проявления профессиональной деформации:
• потеря инициативы в работе, выражающаяся в ориентации только на исполнение приказов и распоряжений руководителей, вышестоящих звеньев управления и забвении своих личных должностных обязанностей и ответственности;
• установка на приоритетность текущего процесса деятельности, выполнения текущих задач вне связи с достижением конечных результатов деятельности, имитация активной деятельности;
• переоценка старых, привычных методов работы и недооценка необходимости внедрения новых методов деятельности, инноваций;
• установка на совершение формализованных, документально оформленных профессиональных действий при недостаточном внимании к человеку;
профессиональный эгоизм (эгоцентризм), часто блокирующий эффективное взаимодействие работников различных служб органа правопорядка и снижающий результаты совместной деятельности.
Часто проявления профессиональной деформации являются следствием обращения работника к неадекватным защитным механизмам в своей деятельности: рационализации (объяснения своих незаконных действий интересами раскрытия и расследования преступления и т.п.); вымещения (например, словесного оскорбления задержанных и т.п.); замещения (например, достижение ложного ощущения своей профессиональной значимости за счет внешней атрибутики деятельности и т.п.); изоляции (сокращения контактов с другими людьми вне рамок своей правоохранительной системы, сужение коммуникативных связей) и др.
Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников органов правопорядка. Профилактика профессиональной деформации представляет собой совокупность предупредительных мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Одной из задач такой профилактики является блокирование и сглаживание трех групп указанных факторов, способствующих развитию профессиональной деформации.
Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера.
К частным задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников органов правопорядка, следует отнести:
• выработку у сотрудников профессионального иммунитета и высокой культуры в работе;
• развитие нравственно-психологической устойчивости и деловой направленности у всех работников органов правопорядка;
• формирование у работников установки на следование в работе кодексу профессиональной чести;
• совершенствование стиля и методов управления персоналом;
• формирование оптимального морально-психологического климата в службах и подразделениях органов правопорядка.
1 См.: Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. - Автореф. канд. дисс. - М., 1998. - С. 20-21.
- Часть I. Законность, правопорядок и психология
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- Часть III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- Часть IV. Психология видов правоохранительной деятельности
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- Глава 12. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- Глава 1. Юридическая психология как наука
- 1.1. Право, общество, человек, психология
- 1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук
- 1.3. Система юридико-психологического знания
- 1.4. Специальная методология юридической психологии
- 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
- Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
- 2.1. Психология права
- 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
- 2.3. Правовая психология общностей
- 2.4. Правовая психология личности
- 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
- 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
- 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
- 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
- 2.9. Психология личной безопасности человека
- 2.10. Психология уголовной ответственности
- Глава 3. Криминальная психология
- 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
- 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
- 3.4. Психология криминальной среды
- 3.5. Психология преступных групп
- 3.6. Психология криминального насилия
- 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
- 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
- Глава 4. Психология личности юриста
- 4.1. Основы психологии личности юриста
- 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
- 4.4. Способности юриста
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
- Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
- 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
- 5.2. Личность в системе управления
- 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
- 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
- 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
- 5.6. Психология организационных отношений в управлении
- 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
- 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
- 5.9. Психология текущей организаторской работы
- 5.10. Психология требовательности руководителя
- 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
- 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
- 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
- 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
- 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
- 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
- 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
- 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
- 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
- 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
- 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
- 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
- 8.3. Психологический анализ юридических фактов
- 8.4. Психологический портрет и его составление
- 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
- 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
- 8.8. Психологическое наблюдение за группой
- 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
- 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
- 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
- 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
- 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
- Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
- Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
- Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
- Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
- Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
- Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
- Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
- Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
- 8.14. Юридическая психолингвистика
- 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
- 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
- 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
- 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
- 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- 9.1. Психотехника речи
- 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
- 9.3. Психотехника построения высказываний
- 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
- 9.5. Психотехника Бездейственности речи
- 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
- 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
- Психологический практикум (к части III)
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
- 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
- 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
- 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
- 10.5. Психология розыскной деятельности
- 10.6. Психология допроса
- 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
- 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
- 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
- 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
- Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- 12.1. Психология прокурорской деятельности
- 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
- 12.3. Психология милицейской деятельности
- 12.4. Психология таможенной деятельности
- 12.5. Психологические особенности суда присяжных
- 12.6. Психология в адвокатской деятельности
- 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
- 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
- Психологический практикум (к части IV)