2.10. Психология уголовной ответственности
Понятие. Психология уголовной ответственности — особое направление юридической психологии (частная теория), обслуживающее потребности уголовного законодательства (в том числе в разработке точных дефиниций) и формирование практики его применения, комплекс научных положений о механизмах включения психологических знаний в процесс правотворчества и правоприменения.
Цель включения психологических знаний в процессы уголовно-правового регулирования — обеспечение максимально детализированного учета особенностей и состояний личности для определения условий и предпосылок уголовной ответственности, ее индивидуализации. Это важнейшая гарантия от необъективного вменения и несправедливости наказания вследствие игнорирования или неполного учета личностных свойств, влияющих на содержание деяния, предшествующее и последующее поведение субъекта.
Адекватное отражение в понятиях, нормах, институтах уголовного права «действительного содержания» субъективного мира личности — необходимое условие социальной эффективности уголовного законодательства. Еще в начале века Л.И. Петражицкий писал о том, что именно психология, ее теория мотивации способна дать научно обоснованное решение вопросов регулирования и оценки индивидуального и массового поведения.1
В послереволюционные годы использование психологических знаний в уголовно-правовом регулировании длительное время критиковалось, произошел «отрыв» юристов от психологии. И если в 70-е годы быстро стало продвигаться вперед развитие теории судебно-психологической экспертизы как одной из частных теорий юридической психологии, то констатация на более глобальном уровне значимости общей и юридической психологии для законодательства и правоприменения задержалась. Даже в 80-е годы ставились вопросы психологического «обеспечения» по преимуществу криминологии, уголовно-процессуальной деятельности и исполнения наказаний, но не участия в развитии уголовного законодательства и практики его применения. Лишь правовая реформа 90-х годов дала толчок развитию новой частной теории юридической психологии — психологии уголовной ответственности.
Основания психологии уголовной ответственности. Необходимость использования психологических знаний в регулировании уголовно-правовой борьбы с преступностью на законодательном и правоприменительном уровнях обусловлена самим содержанием понятия преступление как деяния — активной и сознательной деятельности определенного субъекта. Поэтому требуется не просто формально-логическое соотнесение внешних признаков конкретного акта деятельности с признаками, указанными в уголовном законе, но:
• такое формулирование последних, чтобы их совокупность для ведущих понятий, институтов, норм Общей и Особенной частей УК отражала (поскольку речь идет о поведении) психологически адекватные характеристики, достаточные для «узнавания» этого типа поведения в конкретном акте;
• обеспечение установления и оценки индивидуально значимых свойств конкретного поведенческого акта и личности для справедливого решения вопросов ответственности и наказания.
Без использования на профессиональном уровне психологических знаний, относящихся к механизмам осознанного произвольного поведения и влиянию на него особенностей личности, невозможно реализовать эти требования. Необходимой опорой уголовно-правовой трактовки ответственности является поэтому психологическая теория — раскрытие содержания уголовно наказуемого поведения, закономерностей, которые дают возможность определить его в качестве такого, вне исключительной компетенции правовой теории. Тем более, что решение вопросов ответственности и наказания в конкретном случае включает и своего рода следственный и судебный прогнозы относительно влияния принятого решения на будущее поведение субъекта. Закон, опирающийся на положения психологии, в состоянии создать для этого необходимые предпосылки.
Нельзя противопоставлять потребность использования психологических знаний требованию социальной обоснованности уголовно-правового регулирования: психологическое — одна из сторон социального. В частности, социальная обоснованность правового регулирования предполагает отражение в правовых понятиях, нормах и институтах механизма акта деятельности (деяния) с учетом многообразия проявлений человеческой психики. Деятельность, независимо от видов и формы, входит в предмет психологической науки, хотя, разумеется, совершенно иначе, чем она входит в предмет других наук.
Понятийные формулировки, используемые в уголовно-правовых нормах, должны ориентироваться на типичное в конкретном поведении конкретных людей (деяние), а не на некое явление (преступность), и закладывать базу для формирования общественного мнения в случаях, когда вводимые запреты (или дозволения) ломают старые традиции. Это связано с полнотой учета в соответствующей норме психологического механизма деяния.
Одно из условий эффективности уголовно-правового регулирования — точность и понятность языка закона: тем, кто закон применяет; тем, кого закон информирует о должном поведении; и тем, в отношении кого он при-
меняется. С позиций психологии можно оценить, как будет воспринят и понят тот или иной термин, используемый законодателем, тот или иной вводимый институт, запрет или его отмена. Игнорируя дефиниции общей и юридической психологии, характеризующие личность и деятельность в их интерпретации относительно преступления и преступника, этого результата достичь невозможно. Психологические знания о системе «личность—преступное поведение—ответственность» необходимы прежде всего при разработке и применении понятий, институтов и норм уголовного права, связанных с:
• типовой моделью управляемого поведения в уголовно-релевантных ситуациях;
• основанными на ней условиями и предпосылками уголовной ответственности (возраст, вменяемость);
• границами уголовной ответственности в силу определенных свойств и состояний личности либо сложности ситуации (особые эмоциональные состояния, алкогольное или наркотическое опьянение, управление источником повышенной опасности в экстремальных условиях и пр.);
• институтами, отсутствовавшими до последнего времени в уголовном законе, но настоятельно требуемыми практикой для обеспечения субъективного вменения (ответственность лиц с психическими аномалиями в рамках вменяемости, обоснованный риск);
• разграничением обоснованного риска, неосторожной вины, случая;
• общими личностными началами индивидуализации наказания, включая степень осознания виновным отягчающих обстоятельств.
Понятийный аппарат. Понятийный аппарат психологии уголовной ответственности связан с комплексом ее исследовательских задач и в первую очередь с разработкой психологической характеристики предпосылок и меры уголовной ответственности. Речь идет о поведении в уголовно-релевантных ситуациях личности, в отношении которой решаются вопросы уголовной ответственности и наказания. Поэтому на первый план выдвигается понятие осознанно-волевого поведения по отношению к этим ситуациям, как целенаправленного и мотивированного. Соответственно системообразующее значение приобретают понятия способности к такому (избирательному) поведению, наличие или отсутствие этой способности в конкретном случае, а также свойств и состояний личности, влияющих на избирательность поведения в определенной ситуации.
С помощью этих понятий формируется комплекс профессиональных психологических знаний, необходимых законодателю и правоприменителю для конструирования и применения института предпосылок уголовной ответственности (вменяемость, достаточное возрастное развитие) и института общих начал дифференциации и индивидуализации наказания (личностные свойства и состояния, влияющие на степень ответственности за деяние). В свою очередь решение этих задач предполагает использование и системы детализирующих понятий, таких, как цель, мотив, особые психические состояния.
Процесс адаптации психологических понятий к нуждам психологии уголовной ответственности происходит следующим образом.
1. Из всего класса случаев, охватываемых категориями общей психологии, выделяется гораздо более узкий круг, значимый именно для уголовно-правового регулирования. Так, из всего многообразия видов (модальностей) аффекта юридическую психологию интересуют аффект гнева и страха.
2. Ограничивается круг изучаемых параметров определенного психологического явления. Например, понятие личности здесь используется с более ограниченным набором исследуемых качеств, нежели в общей психологии.
3. Нередко меняется характеристика значения и места того или иного психического явления в ряду других явлений по сравнению с аналогичными параметрами в общей психологии. Например, аффект изучается в общей психологии как один из видов эмоциональных процессов, отличающийся от других особой интенсивностью, специфическим влиянием на сознание и деятельность; в психологии понятие аффекта рядоположено с другими понятиями, обозначающими чувства, переживания и пр. При разработке же частной психологической теории уголовной ответственности понятию аффекта придается особое значение.
4. В ряде случаев происходит и обратный процесс, когда смысл понятий углубляется, поскольку значимыми оказываются те стороны предмета исследования, которые для общей психологии безразличны. Речь идет о случаях постановки по заказу уголовного права локальных исследовательских задач.2 Например, общепсихологические понятия «осознанно-волевое поведение», «аффект» и прочие имеют в виду актуальные состояния. Для юридической же психологии, в том числе для рассматриваемого направления, характерным и специфическим является ретроспективная оценка состояний. Еще один пример углубления понятий по сравнению с общепсихологическими: понятийная характеристика мотивации субъекта, обусловливающей «особую жестокость» в отношении потерпевшего, как и осознание этого обстоятельства, для общей психологии безразлична и разрабатывается именно в юридической психологии. При этом и здесь важен ретроспективный аспект.
5. Формирование понятийного аппарата рассматриваемой теории включает широкое использование дихотомий. Это обусловлено тем, что в соответствии с потребностями законодателя и правоприменителя приходится исследовать рядоположенные психические процессы, состояния, свойства, имеющие противоположный знак, например, критичность—некритичность личности, рационализм—легкомыслие, сострадание—жестокость и др.; или способность к осознанно-волевому поведению в уголовно-релевантной ситуации и неспособность к нему; понимание субъектом (потерпевшим) характера и значения действий, совершаемых в отношении него, и непонимание этого.
Взаимосвязь уголовно-правового регулирования и психологии. Объективная потребность использовать профессиональные психологические знания в уголовно-правовом регулировании (и реализующий эту потребность «заказ» теории уголовного права и законодателя) обусловлена их взаимосвязями. Основные взаимосвязи:
• теория уголовного права и законодатель используют ряд понятий психологии в «готовом» виде. Включаясь непосредственно в закон и приобретая таким образом нормативную форму, они не теряют своей психологической основы и должны использоваться в точном смысле, какой они имеют в психологии. Речь идет, в частности, о понятиях мотива, цели, личности, аффекта, риска, уровня психического развития, осознания и др. При этом: а) право ориентирует психологов на учет специфики психологической характеристики соответствующих свойств, состояний, процессов, применительно к уголовно-релевантным ситуациям; б) могут задаваться дополнительные исследовательские задачи (например, раскрыть содержание некоторых специфических для преступлений мотивов);
• осуществляется проверка имеющихся вариантов концептуальных и нормативных решений, обусловленных нравственными, политическими, житейскими соображениями путем истребования данных психологии (например, при определении возраста уголовной ответственности);
• формулируются значимые для правовой оценки ответственности такие понятия, как, например, «особая жестокость», что предполагает разработку психологией адекватной содержательной характеристики путем использования двузначного психологического понятия «жестокость» (свойство личности и атрибут поведения);
• разрабатывается комплексная психологическая характеристика понятийного аппарата теории уголовного права и закона. Например, необходимое уголовному праву понятие «вменяемость» имеет в качестве психологической основы систему дефиниций, включающую «способность», «осознание», «управление поведением», «предвидение» и др.;
• теория уголовного права и законодатель используют юридические понятия, имеющие элементарное психологическое содержание. Здесь функции психологии связаны с оценкой правильности их интерпретации.
Описанная схема связи уголовного права и психологии уголовной ответственности несколько упрощена, но позволяет понять принцип функционирования механизма взаимодействия в этой сфере. Возможны и более сложные его формы.
1. Типичны ситуации, когда проблему, требующую профессиональных психологических знаний, обнаруживает не теория уголовного права и не законодатель, а следственная и судебная практика. Это имело место, например, с проблемой значительного отставания некоторых несовершеннолетних — участников общественно опасных действий — в психическом развитии, что делало их фактически недееспособными. Представители юридической психологии обобщают «сигналы» практики, а результаты обобщения в форме научных разработок или предложений представляют законодателю и теории уголовного права. В рассматриваемом примере результатом такого взаимодействия стало включение специальной нормы в УК 1996 г. (ч. 3 ст. 20, в которой предусматривается новое основание освобождения от уголовной ответственности).
2. Возможен и вариант, когда разработка проблем, значимых для уголовно-правового регулирования, инициируется непосредственно юридической психологией (психологией уголовной ответственности). Он отчетливо проявился в последние годы, когда была обоснована необходимость учета в уголовном праве таких явлений, как ограничение или утрата избирательности поведения в экстремальной ситуации, наличие «аккумуляции» аффекта, влияние старческого одряхления на избирательность поведения и т.д. Несмотря на кажущуюся разнородность этих ситуаций, их выявление имеет общую концептуальную основу: развитие личностного подхода в уголовном праве.
Проблема взаимодействия уголовного права и юридической психологии в рамках рассматриваемой частной теории психологии уголовной ответственности включает и проблему методов исследования. В арсенале юридической психологии наряду с традиционными для психологии есть и специфические методы. Например, при исследовании процессов, состояний и свойств, имеющих уголовно-правовое значение и соответственно документированных, используются методы обобщения экспертной, следственной и судебной практики, изучение уголовных дел. Характерной чертой методики исследований является широкое применение ретроспективного подхода, поскольку рассматриваются действия, которые принадлежат прошлому и не могут быть воспроизведены в эксперименте. Уникален метод экспертной оценки представителями юридической психологии содержания нормативных актов и их проектов. Важен повсеместно статистический анализ, требования репрезентативности.
1 Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. - СПб., 1905. - С. 193.
2 Сошлемся на теорию дактилоскопии. По содержанию это одна из множества локальных биологических теорий, но для фундаментальной биологии типология и классификация папиллярных узоров интереса не представляла. Поэтому с учетом «заказа» от криминалистики теория дактилоскопии разработала собственную систему характеристик узоров и методику их изучения. Только после этого уже по схеме обратной связи общая биология «признала» дактилоскопию и использовала ее, например, при исследовании близнецовых пар.
- Часть I. Законность, правопорядок и психология
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- Часть III. Психологические технологии в правоохранительной деятельности
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- Часть IV. Психология видов правоохранительной деятельности
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- Глава 12. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- Глава 1. Юридическая психология как наука
- 1.1. Право, общество, человек, психология
- 1.2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи, место в системе наук
- 1.3. Система юридико-психологического знания
- 1.4. Специальная методология юридической психологии
- 1.5. История возникновения и развития юридической психологии
- Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения
- 2.1. Психология права
- 2.2. Правосознание как частно-научная теория юридической психологии
- 2.3. Правовая психология общностей
- 2.4. Правовая психология личности
- 2.5. Психологические аспекты правовой социализации
- 2.6. Факторы, влияющие на правовую психологию населения
- 2.7. Социально-психологический портрет государственного служащего и законность
- 2.8. Влияние средств массовой информации на правовую психологию населения
- 2.9. Психология личной безопасности человека
- 2.10. Психология уголовной ответственности
- Глава 3. Криминальная психология
- 3.1. Основы изучения и оценки психологии личности преступника
- 3.2. Психология индивидуальной приемлемости совершения преступного деяния
- 3.3. Криминогенная мотивация и социальная перцепция в преступном поведении
- 3.4. Психология криминальной среды
- 3.5. Психология преступных групп
- 3.6. Психология криминального насилия
- 3.7. Психологические аспекты виктимности жертв преступлений
- 3.8. Социально-психологический мониторинг тенденций преступности
- Глава 4. Психология личности юриста
- 4.1. Основы психологии личности юриста
- 4.2. Профессиональная направленность личности юриста
- 4.4. Способности юриста
- 4.5. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие
- 4.6. Профессионально-психологическая подготовленность юриста
- Глава 5. Психология управления в органах правопорядка
- 5.1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка
- 5.2. Личность в системе управления
- 5.3. Личность руководителя правоохранительного органа
- 5.4. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка
- 5.5. Ценностно-целевые факторы в управлении
- 5.6. Психология организационных отношений в управлении
- 5.7. Информационное обеспечение управления и психология
- 5.8. Психологические аспекты управленческих воздействий и решений
- 5.9. Психология текущей организаторской работы
- 5.10. Психология требовательности руководителя
- 5.11. Психология организации взаимодействия служб и подразделений органа правопорядка
- 5.12. Психологическое обеспечение нововведений в правоохранительных органах
- Глава 6. Психология работы с персоналом юридических органов
- 6.1. Психологический отбор в правоохранительные органы
- 6.2. Психолого-педагогические аспекты юридического образования
- 6.3. Морально-психологическая подготовка юриста
- 6.4. Профессионально-психологическая подготовка юриста
- 6.5. Психологическое обеспечение законности действий юриста
- 6.6. Психология дисциплины в органах правопорядка
- 6.7. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка
- Глава 7. Психологическая служба в правоохранительных органах
- 7.1. Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования
- 7.2. Психологическая диагностика как функция психологической службы
- 7.3. Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы
- 7.4. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами
- Глава 8. Психологические действия в правоохранительной деятельности
- 8.1. Понятие о психологических действиях и психотехнике
- 8.2. Психологический анализ профессиональных ситуаций
- 8.3. Психологический анализ юридических фактов
- 8.4. Психологический портрет и его составление
- 8.5. Изучение человека в психологическом наблюдении
- 8.6. Визуальная психодиагностика криминальных признаков личности
- 8.7. Составление психологического портрета преступника по следам на месте происшествия
- 8.8. Психологическое наблюдение за группой
- 8.9. Психология профессионального общения, установления контакта и доверительных отношений
- 8.10. Психологическое воздействие в правоохранительной деятельности
- 8.11. Психологический анализ сообщений граждан
- 8.12. Психология диагностики лжи и скрываемых обстоятельств
- 8.13. Психодиагностика причастности лица к правонарушению в отсутствие доказательств
- Вопрос 1. «Вы знаете, почему вас пригласили на эту беседу?»
- Вопрос 2. «Вы верите тому, что это преступление (происшествие) (сказать, что случилось) действительно было совершено.
- Вопрос 2. «Имеются ли у вас какие-нибудь новые соображения или подозрения о том, кто мог совершить это преступление (происшествие) ?»
- Вопрос 4. «Что, на ваш взгляд, чувствует человек, который это сделал?» Вопрос, побуждающий лицо к описанию своих внутренних переживаний в связи с совершенным проступком (преступлением).
- Вопрос 5. «Имеется ли какая-нибудь причина, которая не позволяет исключить вас из числа подозреваемых?» Вопрос, выясняющий отношение лица к себе как к подозреваемому другими.
- Вопрос 6. «Имеется ли объяснение тому, что вас видели (могли видеть) на месте преступления (происшествия) ?»
- Вопрос 8. « Вы сделали это?»Он должен прозвучать обязательно с интервалом от трех до пяти секунд после первого. Смотря в глаза опрашиваемому, можно зафиксировать его эмоциональную реакцию на вопрос.
- Вопрос 10. «Хотели бы вы пройти испытание на полиграфе?» Вы не просите опрашиваемого сделать это, а только лишь говорите о возможности участия в таком испытании.
- 8.14. Юридическая психолингвистика
- 8.15. Психология разоблачения маскировок, инсценировок и ложного алиби
- 8.16. Судебно-психологическая экспертиза
- 8.17. Посмертная судебно-психологическая экспертиза
- 8.18. Внеэкспертные формы использования специальных познаний психолога в уголовном судопроизводстве
- 8.19. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений
- Глава 9. Психотехника в работе юриста
- 9.1. Психотехника речи
- 9.2. Психотехника использования речевых и неречевых средств
- 9.3. Психотехника построения высказываний
- 9.4. Психотехника речевого доказывания и опровержения возражений
- 9.5. Психотехника Бездейственности речи
- 9.6. Общая психотехника профессионального мышления юриста
- 9.7. Психотехника рефлексивного мышления
- Психологический практикум (к части III)
- Глава 10. Психологические особенности профессионально-юридических действий
- 10.1. Превентивная и постпенитенциарная психология
- 10.2. Психологические особенности профилактики преступности несовершеннолетних
- 10.3 Психология обеспечения безопасности дорожного движения
- 10.4. Психологические аспекты борьбы с экономической преступностью
- 10.5. Психология розыскной деятельности
- 10.6. Психология допроса
- 10.7. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий
- Глава 11. Экстремально-юридическая психология
- 11.1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности
- 11.2. Боевая готовность и бдительность сотрудника
- 11.3. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа
- 11.4. Психологические аспекты задержания правонарушителей
- 11.5. Психологические основы ведения переговоров с преступниками
- 11.6. Психологическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах
- 11.7. Руководитель правоохранительного органа в экстремальных условиях
- Глава 12 Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов
- 12.1. Психология прокурорской деятельности
- 12.2. Особенности профессионального психологического отбора кадров в органы прокуратуры
- 12.3. Психология милицейской деятельности
- 12.4. Психология таможенной деятельности
- 12.5. Психологические особенности суда присяжных
- 12.6. Психология в адвокатской деятельности
- 12.7. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология)
- 12.8. Психология деятельности частных охранных и детективных служб
- Психологический практикум (к части IV)