3.3. Стратегии исследования
Можно выделить две стратегии исследования психического развития, различающиеся в зависимости от представления о причинах развития — констатирующую и формирующую.
Констатирующая стратегия исследования исходит из представления о развитии как стихийном естественном процессе, где объект развития — индивид. Любое вмешательство извне рассматривается как интервенция, нарушающая естественный ход развития. Позиция исследователя — внешняя, констатирующая происходящие изменения. Основной недостаток констатирующей стратегии — ограниченность возможностей выявления причин развития.
Формирующая стратегия следует из нового взгляда на развитие как процесс, осуществляющийся в форме присвоения ребенком социокультурного опыта в общении и сотрудничестве ребенка со взрослым (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Решающее значение для развития приобретает обучение в широком смысле слова. Объектом развития является не индивид, а ребенок в системе социальных отношений. Общество проектирует и направляет процесс психического развития ребенка через по-
Лекция 3. Стратегии и методы возрастной психологии ■ 47
становку задач и организацию совместной деятельности с социальным взрослым.
Управляемое моделирование процесса развития ребенка через моделирование форм его сотрудничества в ходе присвоения культурно-исторического опыта представляет собой принципиально новую формирующую стратегию исследования.
Можно выделить три основных этапа в развитии формирующей стратегии в зависимости от понимания сущности психического и предмета психологической науки. Каждый из этапов связан с именем выдающегося психолога и воплощен в особом методе исследования. Первый этап — генетико-моделирующий метод Л. С. Выготского как воспроизведение сущностных сторон процесса становления высших психических функций. Напомним, что для Л. С. Выготского высшие психические функции составляют отличительную особенность психики человека по сравнению с психикой животных. Высшие психические функции не врождены, а формируются прижизненно в процессе общения и сотрудничества ребенка со взрослым, в ходе которого происходит присвоение и интериоризация знаков и их значений. Формирующая стратегия на этом этапе выступает в форме моделирования сущностных сторон процесса становления высших психических функций и воплощена в «методике двойной стимуляции».
Второй этап в развитии формирующей стратегии связан с дея-тельностным подходом А. Н. Леонтьева, который психику понимал как интериоризованную внешнюю предметную деятельность. Ядром формирующей стратегии стало моделирование процесса преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность. Были установлены:
зависимость уровня развития психических функций от вклю- ченности в деятельность и от места, занимаемого в структуре деятельности;
общая логика интериоризации как процесса преобразования деятельности.
Третий этап развития формирующей стратегии — в методе планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, предложенном П. Я. Гальпериным. Исследователь выделил ту сущностную сторону деятельности, которая является предметом психологии — ориентировочную деятельность. Метод планомерно-поэтапного формирования был направлен на воспроизведение логического, хотя и не исторического пути развития психической де-
48 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
ятельности. Метод направлен на проверку гипотезы о содержании и структуре форм психической деятельности. Критикуя метод «срезов», выражающий констатирующую стратегию, Гальперин указывал, что метод «срезов» принципиально ограничен наблюдением за явлением и процессом, не имея возможности вскрыть механизмы развития, выявить причины и условия развития. Абсолютизация стихийного процесса развития заставляет признать конкретное и частное в развитии его вечными и неизменными закономерностями. Управляемое планомерно-поэтапное построение действий с заранее заданными свойствами позволяет установить сущностные характеристики развития и поэтому является главным магистральным путем исследования психических явлений.
Лекция 4
Факторный подход
к проблеме движущих сил
психического развития ребенка
- Общая характеристика 49
- Движущие силы развития 105
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 185
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 205
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Понятие «развитие»
- 1.3. Основные теоретические модели развития
- 1.5. Основные разделы возрастной психологии
- 1.6. Связи возрастной психологии с другими разделами психологии
- 2.1. Социально-историческая природа детства
- 30 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 2.2. Развитие детства в истории общества
- 32 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 2.3. Предпосылки возникновения
- 3.1. Методы исследования
- 44 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 3.3. Стратегии исследования
- 4.1. Общая характеристика
- 4.2. Теории нативизма
- 56 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 60 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
- 64 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 4.4. Теория конвергенции двух факторов
- 5.1. Движущие силы психического развития
- 5.2. Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов
- 5.3. Развитие структуры личности
- 5.4. Развитие защитных механизмов
- 5.5. Стадии психосексуального развития
- 6.1. Основные закономерности
- 84 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 6.2. Стадии развития мышления
- 6.3. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления
- 92 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 7.1. Движущие силы развития
- 7.2. Основные стадии развития интеллекта
- 8.1. Движущие силы развития
- 8.2. Периодизация развития личности
- 112 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 114 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 9.1. Основные закономерности психического развития ребенка
- 9.2. Учение о психологическом возрасте
- 124 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 9.3. Учение о высших психических функциях
- 9.4. Проблема соотношения обучения и развития
- 9.5. Значение концепции л. С. Выготского
- 10.1. Принцип социально-исторической обусловленности развития психики
- 10.2. Роль социальной среды и наследственности
- 10.3. Роль общения
- 10.4. Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность»
- 11.1. Критерии возрастной периодизации
- 11.2. Периодизация психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- 152 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 12.1. Особенности пренатального развития ребенка
- 12.2. Кризис новорожденности
- 12.3. Возникновение потребности в общении со взрослым
- 12.4. Психологические особенности младенческого возраста
- 13.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 172 'Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.3. Психологические новообразования умственного развития
- 174 « Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.4. Эмоционально-личностное развитие
- 176 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.5. Кризис трех лет
- 14.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 14.2. Теории детской игры
- 194 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 14.3. Психологические новообразования
- 200 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 14.4. Психологическая готовность ребенка к школе
- 15.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 208 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 15.2. Проблема психологической адаптации ребенка к школе
- 16.1. Место подросткового возраста в периодизации
- 16.2. Социальная ситуация развития,
- 17.1. Критерий достижения взрослости
- 17.2. Проблема периодизации
- 17.3. Возрастные кризисы
- 230 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 17.4. Развитие когнитивной сферы
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93