10.3. Роль общения
Значение общения в психическом развитии ребенка доказывается следующими фактами:
влиянием дефицита общения или социальной депривации на развитие ребенка;
воспитанием детей животными: нет человеческого общения — нет развития;
воспитанием слепоглухонемых детей. Если такой ребенок ос тается вне специальной системы воспитания, то даже при ус ловии сохранного интеллекта ему грозит глубокая умственная отсталость. Специальная система воспитания обеспечит впол не полноценное развитие. В чем же состоит основная цель и способ такого воспитания? Чтобы вернуть слепоглухонемого ребенка на магистральный путь развития, необходимо прежде
1. I
всего установить с ним контакт и создать формы общения и сотрудничества.
Функции, структура и закономерности развития общения ребенка обсуждались в работах М. И. Лисиной [55, 56]. Общение как коммуникативная деятельность выполняет следующие функции: передача культурного опыта; организация совместной деятельности; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга и самопознание. Структура общения включает: предмет — другой человек, партнер по общению; потребность в общении, стремление к познанию и оценке других людей, а через них — к самопознанию и самооценке; мотивы; действия — инициативные акты и ответные действия; задачи или цели; средства (вербальные, мимические, предметные) и т.д.; продукты (образования материального и духовного характера).
Для каждой возрастной стадии характерна своя специфическая форма общения. Критериями выделения этих форм являются: время возникновения, место в системе жизнедеятельности ребенка, потребности, мотивы и средства общения.
М. И. Лисина предложила периодизацию общения, охватывающую детский возраст от рождения до семи лет, включающую четыре основные формы общения:
Ситуативно-личностное (2-6 месяцев)— отвечает потреб ности в доброжелательном внимании взрослого. Основные сред ства общения — экспрессивно-мимические.
Ситуативно-деловое (6 месяцев— 3 года)— реализует по требность в сотрудничестве со взрослым и связана с предметной деятельностью. Ведущим является деловой мотив. До года сред ства общения преимущественно предметно-действенные, после года — вербальные.
Внеситуативно-познавательное (3-5 лет)— ведущей явля ется потребность в уважительном отношении взрослого. Реализует познавательные мотивы. Используются вербальные средства, где преобладают вопросы «Почему?», «Зачем?».
Внеситуативно-личностное (5-7 лет) — реализует потреб ность во взаимопонимании и сопереживании. Мотив общения — установление межличностных отношений с партнером. Средства общения вербальные.
Общение как коммуникативная деятельность формируется уже в первые месяцы жизни ребенка. Потребность в общении не врож-
144 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
денная, а формируется прижизненно. Генезис ребенка в потребности общения и развитие первой формы общения с взрослым — центральная проблема младенческого возраста.
Основным механизмом развития форм общения, согласно М. И. Лисиной, является механизм опережающей инициативы взрослого: обогащение содержания деятельности ребенка и его взаимоотношений с окружающими. Механизм опережающей инициативы взрослого предполагает создание зоны ближайшего развития ребенка за счет постановки новой задачи общения и осуществления совместной деятельности со взрослым.
- Общая характеристика 49
- Движущие силы развития 105
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 185
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 205
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Понятие «развитие»
- 1.3. Основные теоретические модели развития
- 1.5. Основные разделы возрастной психологии
- 1.6. Связи возрастной психологии с другими разделами психологии
- 2.1. Социально-историческая природа детства
- 30 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 2.2. Развитие детства в истории общества
- 32 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 2.3. Предпосылки возникновения
- 3.1. Методы исследования
- 44 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 3.3. Стратегии исследования
- 4.1. Общая характеристика
- 4.2. Теории нативизма
- 56 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 60 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
- 64 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 4.4. Теория конвергенции двух факторов
- 5.1. Движущие силы психического развития
- 5.2. Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов
- 5.3. Развитие структуры личности
- 5.4. Развитие защитных механизмов
- 5.5. Стадии психосексуального развития
- 6.1. Основные закономерности
- 84 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 6.2. Стадии развития мышления
- 6.3. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления
- 92 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 7.1. Движущие силы развития
- 7.2. Основные стадии развития интеллекта
- 8.1. Движущие силы развития
- 8.2. Периодизация развития личности
- 112 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 114 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 9.1. Основные закономерности психического развития ребенка
- 9.2. Учение о психологическом возрасте
- 124 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 9.3. Учение о высших психических функциях
- 9.4. Проблема соотношения обучения и развития
- 9.5. Значение концепции л. С. Выготского
- 10.1. Принцип социально-исторической обусловленности развития психики
- 10.2. Роль социальной среды и наследственности
- 10.3. Роль общения
- 10.4. Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность»
- 11.1. Критерии возрастной периодизации
- 11.2. Периодизация психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- 152 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 12.1. Особенности пренатального развития ребенка
- 12.2. Кризис новорожденности
- 12.3. Возникновение потребности в общении со взрослым
- 12.4. Психологические особенности младенческого возраста
- 13.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 172 'Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.3. Психологические новообразования умственного развития
- 174 « Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.4. Эмоционально-личностное развитие
- 176 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.5. Кризис трех лет
- 14.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 14.2. Теории детской игры
- 194 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 14.3. Психологические новообразования
- 200 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 14.4. Психологическая готовность ребенка к школе
- 15.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 208 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 15.2. Проблема психологической адаптации ребенка к школе
- 16.1. Место подросткового возраста в периодизации
- 16.2. Социальная ситуация развития,
- 17.1. Критерий достижения взрослости
- 17.2. Проблема периодизации
- 17.3. Возрастные кризисы
- 230 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 17.4. Развитие когнитивной сферы
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93