logo
karabanova-o

10.3. Роль общения

Значение общения в психическом развитии ребенка доказывается следующими фактами:

  1. влиянием дефицита общения или социальной депривации на развитие ребенка;

  2. воспитанием детей животными: нет человеческого общения — нет развития;

  3. воспитанием слепоглухонемых детей. Если такой ребенок ос тается вне специальной системы воспитания, то даже при ус ловии сохранного интеллекта ему грозит глубокая умственная отсталость. Специальная система воспитания обеспечит впол не полноценное развитие. В чем же состоит основная цель и способ такого воспитания? Чтобы вернуть слепоглухонемого ребенка на магистральный путь развития, необходимо прежде

1.

I

Лекция 10. Теория психического развития ребенка в деятельностном подходе «143

всего установить с ним контакт и создать формы общения и сотрудничества.

Функции, структура и закономерности развития общения ребенка обсуждались в работах М. И. Лисиной [55, 56]. Общение как коммуникативная деятельность выполняет следующие функции: передача культурного опыта; организация совместной деятельности; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга и самопознание. Структура общения включает: предмет — другой человек, партнер по общению; потребность в общении, стремление к познанию и оценке других людей, а через них — к самопознанию и самооценке; мотивы; действия — инициативные акты и ответные действия; задачи или цели; средства (вербальные, мимические, предметные) и т.д.; продукты (образования материального и духовного характера).

Для каждой возрастной стадии характерна своя специфическая форма общения. Критериями выделения этих форм являются: время возникновения, место в системе жизнедеятельности ребенка, потребности, мотивы и средства общения.

М. И. Лисина предложила периодизацию общения, охватывающую детский возраст от рождения до семи лет, включающую четыре основные формы общения:

  1. Ситуативно-личностное (2-6 месяцев)— отвечает потреб ности в доброжелательном внимании взрослого. Основные сред ства общения — экспрессивно-мимические.

  2. Ситуативно-деловое (6 месяцев— 3 года)— реализует по требность в сотрудничестве со взрослым и связана с предметной деятельностью. Ведущим является деловой мотив. До года сред ства общения преимущественно предметно-действенные, после года — вербальные.

  3. Внеситуативно-познавательное (3-5 лет)— ведущей явля ется потребность в уважительном отношении взрослого. Реализует познавательные мотивы. Используются вербальные средства, где преобладают вопросы «Почему?», «Зачем?».

  4. Внеситуативно-личностное (5-7 лет) — реализует потреб ность во взаимопонимании и сопереживании. Мотив общения — установление межличностных отношений с партнером. Средства общения вербальные.

Общение как коммуникативная деятельность формируется уже в первые месяцы жизни ребенка. Потребность в общении не врож-

144 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

денная, а формируется прижизненно. Генезис ребенка в потребности общения и развитие первой формы общения с взрослым — центральная проблема младенческого возраста.

Основным механизмом развития форм общения, согласно М. И. Лисиной, является механизм опережающей инициативы взрослого: обогащение содержания деятельности ребенка и его взаимоотношений с окружающими. Механизм опережающей инициативы взрослого предполагает создание зоны ближайшего развития ребенка за счет постановки новой задачи общения и осуществления совместной деятельности со взрослым.