logo
karabanova-o

200 • Возрастная психология. Конспект лекций

вания сенсорных эталонов (цвета, формы и др.) и овладением наглядным моделированием. Происходит расширение диапазона моделируемых отношений, включая пространственные, временные и логические, развитие обобщенности моделируемых отношений и изменение типа выполняемых действий моделирования. Наглядные модели представляют собой специфические средства, позволяющие детям усваивать обобщенные знания о связях и закономерностях явлений действительности [99]. Овладение ребенком универсальной формой опосредствования лежит в основе развития общих интеллектуальных способностей дошкольника [19, 104]. В дошкольном возрасте происходит овладение ребенком системой перцептивных, интеллектуальных, мнемических средств.

Центральное новообразование дошкольного возраста — наглядно-образное мышление. Основу развития наглядно-образного мышления составляет развитее видов деятельности наглядно-моделирующего типа и ориентировочно-исследовательской деятельности детей. Память дошкольника начинает приобретать черты опосредствования — ребенку становится доступно использование знаков для произвольного запоминания.

Речевое развитие в дошкольном возрасте характеризуется развитием функции планирования и регуляции деятельности в форме «речи для себя»; началом формирования контекстной речи, т. е. речи, содержание которой может быть понято из самого контекста без опоры на ситуацию. Мера контекстности речи определяется задачами и средствами общения, а переход к ней зависит от овладения словарным запасом, грамматикой и уровня произволь-.ности.

2 В сфере личностного развития важнейшими новообразования-/ми являются: первичное соподчинение и иерархизация мотивов; формирование новых мотивов, в том числе мотива социального признания взрослыми и сверстниками. «Феномен горькой конфеты», описанный А. Н. Леонтьевым, свидетельствует о начале соподчинения мотивов, преобразовании сознания и рождении личност-. ного смысла. Развитие самооценки связано с выделением различи ных параметров когнитивной оценки Я и начало дифференциации j Я-реального, Я-идеального и Я-зеркального. В области морального ^ развития происходит формирование внутренних этических инстанций, включающих систему моральных образцов поведения и требований к ребенку со стороны взрослых. Ребенок становится субъектом моральной саморегуляции, причем значимым условием является усвоение общественных моральных образцов. Эмоциональное

Лекция 14. Дошкольный возраст ■ 201

развитие характеризуется развитием социальных эмоций и качественной перестройкой аффективной сферы, где эмоции приобретают прогнозирующий, предвосхищающий характер. Эмоции начинают выполнять регулятивную функцию. Развитие эмпатии, сопереживания и понимания чувств и состояний другого человека дошкольником становится важным регулятором его поведения в моральных дилеммах.

Завершается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет. Важнейшие симптомы такого кризиса — потеря непосредственности, крив-ляние, манерничание (Л. С. Выготский). Ребенок утрачивает прежние детские интересы, становится «закрытым», скрывает свои чувства и переживания от окружающих. Формирование внутренней позиции, интеллектуализация и обобщение аффекта приводят к тому, что отношение к миру теряет непосредственность и начинает регулироваться характером переживания ребенком своих отношений с окружающими его людьми. Другие симптомы — оспаривание родительской просьбы или требования, непослушание, хитрость как нарушение правил, которые прежде выполнялись, демонстративная «взрослость» и стремление не выглядеть и не быть «как маленький» [74]. За негативными симптомами скрывается позитивное достижение ребенка — стремление к новой социально значимой позиции и самостоятельности. «Стертость» кризиса 6-7 лет является показателем сохранения ребенком внутренней позиции «дошкольника», низкого уровня мотивационно-личностной готовности к школе и может стать серьезным препятствием для школьного обучения.