logo
karabanova-o

13.4. Эмоционально-личностное развитие

В раннем возрасте происходит формирование устойчивого типа привязанности к близкому взрослому. Дж. Боулби [13] рассматривал привязанность как модель поведения, обеспечивающую достижение и сохранение контактов с близким взрослым, удовлетворяющим потребность ребенка в безопасности. Основываясь на эволюционной, этологической теориях, а также теории систем, Боулби считал поведение привязанности своеобразной системой с контролем и обратной связью. Ребенок активен в поиске близости со значимой фигурой взрослого, поскольку лишь установление необходимой близости с ним и удовлетворение потребности в безопасности открывает возможности для познавательной активности в исследовании новой ситуации. Фундаментальным предположением теории привязанности является тезис об интернализации ребенком «рабочей модели» образа значимого взрослого — родителя, которая приобретает ориентирующее значение. Выделяя родителя из общего фона, ребенок придает контакту с ним исключительное значение. Боулби считал, что тип привязанности влияет на познавательное развитие ребенка. Причины такого влияния заключаются в том, что между удовлетворением потребности ребенка в безопасности и готовности к познанию мира существует прямая зависимость. Если мир представляется доброжелательным и безопасным, то бояться нечего и можно смело исследовать мир. Действительно, все отношения ребенка с миром в раннем детстве опосредованы общением и сотрудничеством со взрослым. Таким образом, такое сотрудничество обуславливает тип привязанности, решающим образом определяет открытость ребенка к взаимодействию с миром.