114 • Возрастная психология. Конспект лекций
сы надо соотнести с интересами общественными; предложение определенных моделей лидерства и сотрудничества; представление различных религиозных, политических течений, философских мировоззрений. Идеологическая ритуализация связана с участием молодежи в разных группах, движениях, организациях.
Механизмами обретения идентичности, по Эриксону, могут быть три процесса:
Интроекция (Фрейд)— это вложение извне внутрь. В геш- тальттерапии интроекты называют непереваренными конструкта ми, некритически перенесенными извне внутрь. Это самый прими тивный механизм, не обеспечивающий обретения истинной иден тичности.
Идентификация — механизм, в основе которого лежит под ражание, моделирование рулевого поведения значимых фигур. У подростков обычно имеет м%сто идентификация с родителями, геро ями, актерами, музыкантами, спортсменами и т. д. У каждого поко ления свои герои, представляемые культурой общества.
Механизм ролевого экспериментирования, обеспечивающий достижение эго-идентичности. Подросток принимает на себя роль, примеривает ее на себя, проигрывает. Это можно сравнить с теат ром масок, когда герой, меняя маски, резко меняется сам. В течение дня или нескольких часов может играть роль то «души компании», то «непризнанного гения», то изгоя. У подростков мгновенно меня ются увлечения, пристрастия. Непостоянство, неустойчивость пове дения, интересов, настроения отражают процесс ролевого экспери ментирования. Особенность юношеского возраста в том, что этот процесс ролевого экспериментирования осуществляется в услови ях психосоциального моратория на окончательное принятие роли.
Можно выделить ряд специфических симптомов подросткового/юношеского возраста, связанных с кризисом становления эго-идентичности. Первый — размывание чувства времени, в форме утраты временной перспективы, в подростковой амнезии — забывании событий при сохранении чувства очень напряженной внутренней жизни. Для подростка может быть ночь — как одна минута, и одна минута может переживаться часами. Второй симптом — это относительная, частичная утрата продуктивности, имеется в виду в творческой, учебной деятельности. В подростковом возрасте происходит стагнация прежних достижений в спорте, подросток начинает хуже учиться. Третья особенность — это уход от близких отношений, стремление к одиночеству, изоляции, стремление остаться наедине со своими чувствами и переживаниями. Ведение дневни-
Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 115
ков, характерное для этого возраста, — это возможность саморефлексии наедине с собой. Последний симптом — формирование негативной идентичности. Это принятие системы ценностей, прямо противоположной той, которую предлагает общество. При нарушении доверия между ребенком и родителями часто формируется негативная идентичность. Многие подростки как бы подвергают сомнению то, что предлагает общество, и «примеривают» прямо противоположную идентичность.
При сохранении перечисленных симптомов кризиса после его завершения можно говорить о нарушении развития идентичности. Задачи родителей для поддержки в разрешении кризиса: перейти на позицию равноправия с подростком; принять его право на самостоятельный жизненный выбор; предоставить возможность для ролевого экспериментирования; поощряя инициативу, быть готовыми к поддержке и сотрудничеству.
Статусы идентичности — характеристика развития эго-иден-тичности. Понятие статусов идентичности впервые было заявлено в работах Э. Эриксона и получило дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей, в первую очередь Д. Марсиа [116]. Сегодня статус идентичности является одним из центральных понятий психологии личности.
Разрешение кризиса идентичности предполагает выбор в сфере профессии и в сфере идеологии, включая политику и религию. В зависимости от того, как осуществлен выбор, можно говорить о различных статусах идентичности. Важнейшим показателем зрелости является прохождение через кризис — через период проб, сомнений и размышлений. Критериями выделения статусов идентичности, согласно Д. Марсиа, являются: прохождение кризиса, исследование возможностей выбора, осуществление выбора. Соответственно, можно выделить четыре статуса идентичности (схема 5): 1) предрешение — кризиса не было, выбор сделан; 2) мораторий — кризис актуален, исследование продолжается, окончательный выбор не сделан; 3) достигнутая идентичность — кризис пройден, выбор сделан; 4) диффузная идентичность — кризиса не было, или он состоялся, но выбор не сделан. Может быть двух видов — предкри-тическая диффузия, посткритическая диффузия, хорошо выражаемая словом «пофигизм».
В настоящее время говорят о других сферах выбора — этнической, семейной, половой, межличностной идентичности. Статусы идентичности могут рассматриваться как нормативная последовательность развития эго-идентичности: Диффузия => Предрешение =>
116 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Критерий > осуществления выбора
Да
Предрешение
Достигнутая идентичность
Нет
Диффузная идентичность
Мораторий
Нет
Да Критерий
прохождения кризиса
Схема 5. Статусы эго-идентичности
Мораторий ~> Достигнутая идентичность, допуская значительную вариативность траекторий достижения идентичности, исследованную в работах Д. Марсиа, А. Ватермана.
Развитие идентичности — это процесс, который, не прерываясь, проходит через всю нашу жизнь. В зрелом возрасте мы можем снова вернуться к кризису идентичности, пересмотреть свои жизненные выборы, и опять, пройдя через мораторий, обрести идентичность. Одно из перспективных направлений в современной психологии развития связано с изучением того, как происходит развитие идентичности в зрелости.
Позитивное новообразование — верность как способность быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в системе ценностей.
Деструктивным новообразованием является отрицание, которое может выступать в двух видах. Первое — отказ от роли и смешение ролей, т. е. невозможность достижения идентичности; второе — принятие негативной идентичности, не отвечающей внутренней сущности личности.
Ранняя зрелость, молодость, генитальная стадия (20-25 лет) — период психосоциального кризиса. Сущность кризиса — выбор между интимностью и изоляцией. Формирование эго-идентичности сопровождается чувством уникальности, неповторимости, осознанием индивидуальности Я. В результате возникают чувство одиноче-
Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 117
ства, тревога и страх, связанные с вопросами: примут ли меня таким, какой Я есть? поймут ли меня? состоюсь ли Я в жизни как личность? будут ли достигнуты цели в тех жизненных сферах, выход в которые был осуществлен? Другая причина кризиса связана с возрастанием энергии сексуальных влечений и с потребностью в поиске партнера, установления стабильных сексуальных отношений, создания семьи. Радиусом значимых отношений являются друзья, люди, готовые к разделению, принятию и подтверждению идентичности в совместных формах деятельности и активности. Молодой человек оказывается перед выбором: либо установить такие отношения интимности и близости, которые позволят реализовать свою идентичность, либо остаться в одиночестве и тем самым не получить возможности в реализации идентичности, в самореализации. Таким образом, выбор между интимностью и изоляцией составляет задачу развития на данной возрастной стадии.
Ритуализация, предлагаемая обществом, ритуализация группирования. Что имеется в виду? Человек, осознающий свою уникальность и неповторимость, несет на себе отпечаток кризиса — уход от близких отношений, общение достаточно сложно, т. е. границу интимного пространства нарушить тревожно. Поэтому общество предлагает форму группирования, позволяющую легко найти «родственные души» и установить взаимоотношения. Феномен молодежной субкультуры, группирование по вкусам, интересам, убеждениям позволяет легко узнать друг друга, установить отношения взаимопонимания, поддержки и сотрудничества и включиться во взаимодействие в соответствии с существующей системой правил.
Ритуализмом является элитаризм — культивирование всех и всяческих каст, групп, установление превосходства одной группы над другой. Эта форма социального взаимодействия приводит к отчуждению, отталкиванию, изоляции.
Положительное новообразование молодости — любовь как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они требуют уступок и самоотречения. Любовь проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека. Любовь предполагает готовность к самоограничению в интересах партнера, к сохранению верности себе и партнеру.
Деструктивным новообразованием является исключительность. Проявление исключительности мы находим во враждебности ко всему тому, что не является моим. Например, ксенофобия — враждебность ко всему чужому. Известная практика молодежных груп-
118 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
пировок: свои против чужих, «стенка на стенку». Проявление исключительности — это обратная сторона интимности, если интимность предполагает близость и сотрудничество, то исключительность — это начало проявления отвержения, враждебности и готовности к конфронтации.
Средняя зрелость (26-64 года) — психосоциальный кризис — выбор между генеративностью (продуктивностью) и инертностью, застоем и стагнацией. Радиус значимых отношений — разделенный труд и общий дом. На этой стадии личность принимает ответственность за все, что происходит в мире, в трудовом коллективе, в семье. Ритуализация — наставничество и воспитание, связанные с заботой и передачей опыта новому поколению. Позитивное новообразование — забота, деструктивное — отвержение.
Особенность этой стадии заключается в том, что, достигнув зрелости, создав семью, сде$£ав выбор профессии, человек принимает на себя ответственность за социальное благополучие как самого себя, так и окружающих. Сущность кризиса в выборе: принять ли на себя эту ответственность или отказаться от нее. Если личность принимает на себя ответственность, то это выбор в пользу продуктивности. Эриксон считает, что на протяжении зрелости происходит постоянное расширение радиуса значимых отношений и тем самым ответственности личности. У каждого своя мера «общего дома». Его расширение позволяет избежать застоя, стагнации, стереотипов и обеспечивает выход к творчеству. Метафора развития — «ножницы» между тем, что мы можем (достигнутым уровнем развития), и тем, что мы хотим, — нашими целями. Как только нет «ножниц», т. е. предел наших желаний и наши возможности совпадают — развития не будет. Кризисы зрелого возраста — это кризисы смысла жизни, разрешение которых в том, чтобы человек, осознав свою жизнь, поставил новые жизненные цели, превосходящие его возможности. И здесь начинается развитие. Также продуктивна ситуация наставничества потому, что, если вы чему-то учите, вы стремитесь сами узнать больше. Расширение круга заботы — гарантия будущего развития. Выход за пределы возможностей к продуктивности — единственный способ сохранения активного, прогрессивного хода развития.
Если человек отказывается от принятия на себя заботы и ответственности, если у него не сформирована способность любить и устанавливать близкие отношения; если он не включен в активную, продуктивную деятельность, то возникает опасность формирования отвержения. Отвержение может быть направлено как на себя —
Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона » 119
аутоагрессия, так и вовне. В обществе растет число суицидов, насилия, агрессии, преступности. Поэтому общество специально создает своеобразные буферы (государство, органы правопорядка, различные социальные службы), защиту против отвержения. С утратой продуктивности личность направляет свои усилия только на собственные нужды и потребление, что приводит к кризису, утрате смысла жизни, чувству безнадежности.
Поздняя зрелость, старость (65 лет — до смерти) — время психосоциального кризиса — выбор между эго-интеграцией и отчаянием. Радиус значимых отношений — весь человеческий род. Позитивное новообразование — мудрость, негативное — презрение, ритуализация — философская, ритуализм — догматизм. Период старости — это период прекращения активной производительной и социальной деятельности; снижения физических сил и возможностей, утрата многих психологических возможностей; завершения родительской функции. В старости происходит обобщение чувственных модусов. Сущность психосоциального кризиса в выборе между дорогой распада личности, отчаяния, утраты Я, либо эго-интеграцией. Эта задача решается благодаря философской ритуализации, позволяющей суммировать итоги жизни, принять необратимость жизни и неизбежность смерти, увидеть продолжение Я в последующих поколениях. Эго-интеграция, сохранение Я, вопреки физической смерти, возможны лишь при условии осознания собственной жизни как звена истории человеческого рода.
Догматизм проявляется в том, что личность, не будучи в состоянии сохранить свое Эго, идет по пути стагнации мира. Непринятие инноваций, нововведений, желание все сохранить по-старому, жесткое следование правилам, ритуалам, нормам, вопреки реалиям изменений жизни. Догматизм приводит к эмоционально-личностному обеднению, снижению интеллекта, не решая задачи интеграции Я.
Путь конструктивного разрешения кризиса приводит к формированию жизненной мудрости как осмысленной и независимой заинтересованности самой жизнью, вопреки самой смерти. Деструктивное разрешение кризиса ведет к презрению в отношении жизни как цепи нереализованных и упущенных возможностей и в отношении самого себя как «мучительной боли за бесцельно прожитые годы».
Итак, жизненный цикл развития личности рассматривается Э. Эриксоном как целостная система, где каждая из стадий взаимосвязана и взаимообусловлена.
120 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Оценивая концепцию Э. Эриксона, необходимо отметить ее «сильные» стороны, раскрывающие перспективы дальнейших исследований:
развитие личности рассматривается в целостном жизненном цикле, охватывающем весь онтогенез человека;
развитие рассматривается как диалектический процесс преодо ления кризисов, разрешения возникающих противоречий;
развитие понимается как процесс, в значительной степени обус ловленный активностью самой личности. Выделено, как мини мум, два различных сценария развития. Развитие не есть ли нейный и изначально запрограммированный процесс;
отношения личности и общества выступают как отношения со трудничества, в которых позитивное развитие личности невоз можно вне социальны^ отношений;
выделение двух типов новообразований — деструктивных и позитивных — определяет пространство возможных траекторий развития личности.
Лекция 9
Культурно-исторический подход. Теория психического развития ребенка Л. С. Выготского
- Общая характеристика 49
- Движущие силы развития 105
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 185
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 205
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Понятие «развитие»
- 1.3. Основные теоретические модели развития
- 1.5. Основные разделы возрастной психологии
- 1.6. Связи возрастной психологии с другими разделами психологии
- 2.1. Социально-историческая природа детства
- 30 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 2.2. Развитие детства в истории общества
- 32 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 2.3. Предпосылки возникновения
- 3.1. Методы исследования
- 44 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 3.3. Стратегии исследования
- 4.1. Общая характеристика
- 4.2. Теории нативизма
- 56 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 60 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
- 64 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 4.4. Теория конвергенции двух факторов
- 5.1. Движущие силы психического развития
- 5.2. Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов
- 5.3. Развитие структуры личности
- 5.4. Развитие защитных механизмов
- 5.5. Стадии психосексуального развития
- 6.1. Основные закономерности
- 84 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 6.2. Стадии развития мышления
- 6.3. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления
- 92 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 7.1. Движущие силы развития
- 7.2. Основные стадии развития интеллекта
- 8.1. Движущие силы развития
- 8.2. Периодизация развития личности
- 112 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 114 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 9.1. Основные закономерности психического развития ребенка
- 9.2. Учение о психологическом возрасте
- 124 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 9.3. Учение о высших психических функциях
- 9.4. Проблема соотношения обучения и развития
- 9.5. Значение концепции л. С. Выготского
- 10.1. Принцип социально-исторической обусловленности развития психики
- 10.2. Роль социальной среды и наследственности
- 10.3. Роль общения
- 10.4. Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность»
- 11.1. Критерии возрастной периодизации
- 11.2. Периодизация психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- 152 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 12.1. Особенности пренатального развития ребенка
- 12.2. Кризис новорожденности
- 12.3. Возникновение потребности в общении со взрослым
- 12.4. Психологические особенности младенческого возраста
- 13.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 172 'Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.3. Психологические новообразования умственного развития
- 174 « Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.4. Эмоционально-личностное развитие
- 176 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.5. Кризис трех лет
- 14.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 14.2. Теории детской игры
- 194 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 14.3. Психологические новообразования
- 200 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 14.4. Психологическая готовность ребенка к школе
- 15.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 208 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 15.2. Проблема психологической адаптации ребенка к школе
- 16.1. Место подросткового возраста в периодизации
- 16.2. Социальная ситуация развития,
- 17.1. Критерий достижения взрослости
- 17.2. Проблема периодизации
- 17.3. Возрастные кризисы
- 230 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 17.4. Развитие когнитивной сферы
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93