logo
karabanova-o

11.2. Периодизация психического развития ребенка д. Б. Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина [104] наиболее последовательно воплощает основные принципы этапов психического развития на основе выделения внутренних закономерностей и является теоретической основой практики возрастно-психологического консультирования, проведения диагностики и коррекции психического развития ребенка. Автор предлагает три основания периодизации: социальная ситуация развития; ведущая деятельность; психологические возрастные новообразования. Принцип единства аффективной и интеллектуальной сфер воплощен в понятии ведущей деятельности, включающей мотивационныи и операционно-техничес-кий компоненты.

Гипотеза о периодичности процессов развития заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития аффективно-потребностной, личностной сферы и операционно-тех-нической, умственной сферы. Это чередование может быть выражено метафорой спиралевидного развития. В современной психологии к гипотезе относятся неоднозначно, полагая, что Д. Б. Эльконин чрезмерно акцентирует различия между двумя видами деятельности. Любая деятельность обеспечивает прирост и в сфере личностной, и в сфере интеллектуальной. Исследователь сохраняет чередование кризисных и стабильных возрастов, придавая кризису значе ние разрешения противоречий, возникших в ходе развития межд; местом ребенка в системе социальных отношений и уровнем раз вития мотивационно-потребностной и операционно-техническои сфер.

Периодизация строится по следующей схеме — цикл, периоды, фазы развития. Целостный цикл (эпоха развития) включает два взаимодополняющих периода — период развития мотивационно-потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы. Каждая эпоха отделена от другой большими кризисами, т. е. кризисами перестройки отношений личности с миром. К большим кризисам относятся кризисы 3, 12 и

Периодизация Л. И. Божович

Таблица 5

^\Возрастные ^v. стадии Критерии^\^

Младенчество

0-1 год

Раннее детство

1-3 года

Дошкольное детство

3-7 лет

Младший школьный возраст

7-12 лет

Кризис подросткового возраста

1 фаза

2 фаза

Социальная ситуация развития

Внутренние процессы

Беспомощность

Самостоятельность

Осознание социального Я

Эмансипация от взрослых

Определение места в жизни

Внешние условия

Деятельность, опосредованная взрослым

Требования взрослых

Новая система требований

Переход в среднюю школу

Новообразование личности

Центральное новообразование

Аффективные заряженные представления

Система Я

Внутренняя позиция

Способность к целепола-ганию

Формирование жизненных планов

Потребность

Самоутверждение

В новой жизненной позиции