logo
karabanova-o

1.2. Понятие «развитие»

Данное понятие включает некое изменение, возникновение новых способностей, усовершенствование. Любое ли изменение является развитием? Соотнесем три понятия: рост, развитие и созревание. Это разные процессы, хотя они и взаимосвязаны и переплетены между собой.

Рост — количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом.

Развитие — процесс качественного изменения, перестройки, преобразования структуры. Развитие —это всегда развитие системы, новое качество возникает только как преобразование системы. Соответственно, объект развития — система, а не изолированный элемент.

Созревание — запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом. Созревание включает количественные и качественные изменения.

В реальной жизнедеятельности и психическом развитии человека эти три процесса тесно переплетены. Однако в исследовательских целях они должны быть абстрагированы и разведены. Развитие осуществляется в условиях созревания, с необходимостью пред-

12 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

полагая в онтогенезе генетически запрограммированные изменения. Созревание создает необходимые предпосылки и лимитирует развитие. Созревание — объективный процесс, ограничивающий и одновременно создающий возможности развития. Развитие основано на количественных изменениях, которые являются основой качественных преобразований.

Обратимся к пониманию развития в философии, чтобы выделить основные характеристики этого понятия.

  1. Качественные изменения развития. Понимаются как пере ход от одного качественного состояния в другое. Например, мышле- ние развивается от наглядно действенного к наглядно образному и словесно-логическому.

  2. Необратимость развития на основе преемственности из менений. Необратимость развития означает, что вернуться в про- шлое — детство, отрочество — мы не можем. Так, в период кризиса 40-45 лет необходимо принять символическую смерть молодости. В развитии есть движение вперед, но нет возврата назад. Однако мы можем мысленно вернуться в свое прошлое, реконструировать и переработать его — на этом построен психоанализ и психотера- пия. Преемственность означает, что в развитии качественное, нео- братимое преобразование сочетается с сохранением и стабильнос- тью. Например, понятие «эго-идентичность» означает сохранение тождественности и преемственности Я, несмотря на все происходя- щие изменения. Структура эго-идентичности составляет стабиль- ную основу личности. Развитие всегда предполагает некую стабиль- ность. Виды стабильности представлены в таблице 1 [119].

Графическое представление видов стабильности

Таблица 1

Виды стабильности

Графическое представление

Стабильность

Нестабильность

Абсолютное постоянство (инвариантность)

Постоянство

Изменения

Стабильность регулярности явлений

Регулярность * * * * * * * * * * * *

Нерегулярность

А- *** ** * *** **

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии «13

Продолжение табл. 1

Виды стабильности

Графическое представление

Стабильность

Нестабильность

Регулярность формы. Пример: график отражает изменение объема памяти с возрастом. В простой форме есть закономерность, в сложной ее нет

Простая форма

Сложная форма

Сохранение индивидуальных различий (дифференциальная стабильность). Пример: мы измеряем коэффициент интеллектуального развития у разных испытуемых, график свидетельствует о том, что у испытуемого «А» самый низкий интеллект и с возрастом по отношению к другим испытуемым это отношение не меняется

Стабильность различий

Нестабильность различий

Стабильность, как соответствие «норме» развития Идеальная кривая «нормы» (сплошная линия) Экспериментальная, реальный ход развития (штриховая линия)

Соответствие

Несоответствие

3. Специфичность объекта развития. Что именно развивается? Психика, память, внимание, ребенок, индивид, индивид в системе социальных связей? Существует два подхода в понимании объекта развития:

14 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

  1. в традиционной классической психологии объектом развития выступает индивид (его психика или сознание);

  2. в культурно-историческом подходе объектом развития являет- ся человек в системе его социальных отношений, развивается не изолированный индивид, а субъект (ребенок) в системе соци- альных связей и отношений. Этот подход представлен в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запо- рожца и зарубежных исследователей У. Бронфенбреннера, М. Ко- ула.

4. Структура или механизмы развития (схема 1). Составляет конечную цель исследования закономерностей психического раз вития. Структура развития включает:

объект, развития в исходном и конечном состояниях;

условия развития, обеспечивающие закономерный переход объекта из исходного в конечное состояние (совокупность факторов и условий, влияющих на процесс развития).

5. Направленность развития. Различают два вида направлен- ности развития: прогрессивную и регрессивную. Прогрессивное развитие предполагает переход от структуры низшего порядка к структуре высшего порядка, а регрессивное развитие — наоборот. В норме преобладает прогрессивное развитие. Причины и ход рег- рессивного развития личности изучает клиническая психология.

Условие

1

Условие

2

Условие

3

Объект развития в исходном состоянии

*■

>

Объект развития в промежуточном состоянии

^.

> >

L

Объект развития в конечном результате

Схема 1. Структура развития

Лекция 1. Предмет и задачи возрастной психологии 15

Регресс в старости не обязателен. В традиционной психологии психическое развитие в старости понималось как исключительно регрессивное. В современной психологии развитие на любой возрастной стадии рассматривается как процесс, сочетающий моменты прогресса и регресса, но в разном соотношении — всевозрастной подход П. Балтеса [7]. К старости удельный вес «потерь» увеличивается. Сегодня существует понятие эффективного или успешного старения, в рамках которого процессы прогрессивных изменений преобладают над регрессом. Э. Эриксон рассматривал период старости как возраст обретения мудрости.

  1. Источник развития. Представляет собой внутреннее проти- воречие; развитие понимается как самодвижение. В отечественной психологии источником развития выступает противоречие между социальной ситуацией развития ребенка и психологическими но вообразованиями в личностной и умственной сферах (Л. С. Выготс- кий).

  1. Формы развития. Различают две формы:

  1. эволюционную — медленные, количественные изменения;

  2. скачкообразную (революционную), фундаментальные преобра- зования в относительно короткие периоды времени, т. е. разви- тие через кризисы.

Кризисы в психологии являются особой проблемой, суть которой — природа (причины возникновения) кризисов и их нормативность. До работ Л. С. Выготского считали, что кризис в онтогенетическом развитии — нарушение развития, «болезнь» развития. Согласно этой позиции, кризисы рассматривались как нечто инородное по отношению к процессу развития, определенные нарушения которых можно избежать при разумном воспитании. Сегодня признано, что кризисы — необходимое звено в развитии, трансформации и совершенствовании личности. Если раньше изучались преимущественно кризисы детства и отрочества, то сегодня нормативность кризисов признается и в отношении зрелых возрастов. Например, Д. Левинсон изучал кризис крушения «розовой мечты» (27-30 лет) и кризис 45 лет — самый сложный и яркий кризис зрелости.

8. Стадиальность развития. Означает, что каждая стадия раз вития включает прошлое, т. е. сохраняет стабильность, и генериру- ет новое, является основой для возникновения нового качества. Ста- диальность понимается как единство прерывности и непрерывнос- ти психического развития человека.

16 ■ Возрастная психология. Конспект лекций