logo
karabanova-o

7.1. Движущие силы развития

Операциональная концепция Ж. Пиаже представляет целостную картину интеллектуального развития ребенка. Им выделены четыре основные детерминанты, определяющие развитие интеллекта.

  1. Фактор равновесия (гомеостаза) с внешней средой. Жизнь — постоянное нарушение гомеостаза между субъектом и средой. Как только нарушается равновесие, организм проявляет активность в направлении его компенсации. Принцип активности выражает дви жение к равновесию.

  2. Биологическое созревание. Создает предпосылки развития, но не определяет содержания и закономерностей развития.

  3. Собственная активность субъекта. Источником развития интеллекта и познания субъектом мира является действие как субъект-объектное взаимодействие.

  4. Социальный опыт. Ребенок в процессе развития овладевает языком, интеллектуальными, социальными ценностями. Однако социальный опыт воспринимается ровно настолько, насколько у ребенка сформированы соответствующие интеллектуальные способ ности. Неусвоение социального опыта приводит к развитию интел лекта, а, напротив, развитие интеллекта делает возможным само усвоение социального опыта. Социализация начинается достаточ но поздно, когда у ребенка уже есть интеллектуальные инструмен ты для присвоения социального опыта. Это положение принципи ально отличает взгляды Ж. Пиаже от культурно-исторического подхода в отечественной психологии, где усвоение социокультурно го опыта рассматривается как специфическая форма психического развития ребенка.

Стремление к равновесию — генеральный принцип и главный регулятор функционирования и развития. Чем более высокую ступень на эволюционной лестнице занимает вид, тем чаще для восстановления утраченного равновесия используется предвосхище-

94 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

ние. Человек активно компенсирует прогнозируемые изменения еще до того, как равновесие будет нарушено. Вся жизнь подчинена верховному принципу равновесия, выступающему в формах ритма, регуляции и группировки на разных этапах развития.

Интеллект имеет адаптивную природу и выполняет функцию уравновешивания организма и внешней среды. Основная функция интеллекта — структурирование отношений между организмом и средой. И восприятие, и память, и воображение, и мышление обеспечивают адаптацию и равновесие, однако интеллект — самое совершенное средство.

В поздней концепции Ж. Пиаже [72] кардинально пересмотрел прежние представления об основных детерминантах развития. Если в ранней концепции развитие определяется только двумя факторами — наследственностью 1|^редой, то в своих поздних работах психолог выделяет сложную систему детерминант, где важнейшую роль приобретает активность субъекта. Роль наследственности выражена, во-первых, в процессах биологического созревания, выступающих как условия развития, и, во-вторых, в заданности/врожденно-сти двух базовых тенденций всех живых организмов. Эти базовые тенденции выступают как инвариантные функции адаптации, или стремление к равновесию со средой, и организации опыта и информации в системы и схемы. Процессы уравновешивания представляют собой общую наследственность, т. е. являются врожденными и составляют функциональную сторону развития. Структуры и схемы формируются прижизненно, составляя структурный аспект развития. Структура определяется активностью субъекта, в то время как стремление к структурированию — наследственностью. Среда, социальная и природная, поставляет необходимый для структурирования материал. Развитие интеллекта представляет собой последовательную смену логических структур мышления, конечной целью которой является формирование формально-логических операций. Исследования Пиаже направлены на изучение того, как в процессе развития возникают и преобразуются структуры интеллекта.

Важнейшим понятием в концепции Пиаже является адаптация. Только интеллект, по мнению Ж. Пиаже, обеспечивает полное равновесие между организмом и средой, т. е. адаптацию. Адаптация представляет собой уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации. Источником развития интеллекта является активность субъекта, единицей анализа которой выступает действие. В основе развития интеллекта лежит развитие действий. Для того

Лекция 7. Операциональная концепция развития интеллекта Ж. Пиаже ■ 95

чтобы понять, что такое действие, обратимся к следующей схеме (схема 4).

Ассимиляция

Субъект < >Объект

Аккомодация

Схема 4. Схема действия по Ж. Пиаже

Пиаже определяет действие как неразрывное единство субъект-но-объектного взаимодействия, в ходе которого происходит познание мира субъектом. Ассимиляция — это процесс включения объекта в имеющиеся схемы действия. Например, врожденный безусловный рефлекс сосания включает все новые и новые объекты в одну и ту же схему сосания. Аккомодация — изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта. Когда ребенок сосет пустышку и пытается сосать свой палец или край одеяла, он трансформирует саму схему сосания с учетом величины объекта. Уравновешивание ассимиляции и аккомодации имеет результатом адаптацию организма к среде.

Смысл аккомодации и ассимиляции для развития различен. Аккомодация обеспечивает прирост, изменение. Ассимиляция обеспечивает стабилизацию, сохранение.