logo
karabanova-o

5.4. Развитие защитных механизмов

Защитные механизмы представляют собой совокупность действий, направленных на уменьшение или устранение угрозы целостности индивида и нарушения баланса психодинамических сил. Механизмы защиты преимущественно интегрированы в структуре Я. Они различаются по особенностям выражения в поведении и типу возникающего расстройства личности, по генетической стадии, по конструктивности переработки конфликта. Проблему защитных механизмов разрабатывала А. Фрейд [92]. Наиболее значимыми защитными механизмами являются:

  1. вытеснение — вытеснение в бессознательное, отстранение и удер жание вне сознания;

  2. регрессия — возвращение на более ранние стадии развития к предыдущим формам поведения и мысли, объектным отноше ниям;

  3. уход — физическое бегство или внутренний мысленный уход;

  4. реактивное образование — бессознательная маскировка трево ги, связанной с желаниями и мыслями, осуждаемыми Сверх-Я, обращением к прямо противоположному желаемому поведению;

  5. проекция — приписывание другому лицу желаний и мыслей, осуждаемых и недопустимых для самого себя;

  6. идентификация — инкорпорирование ценностей, установок и взглядов других людей, более могущественных и облеченных властью; у детей — идентификация себя с родителями;

  7. изоляция — совокупность приемов, позволяющих прервать вре менную последовательность мыслей или действий (например, с помощью ритуалов);

  8. замещение (смещение) — замена действительного источника тревоги или негативного аффекта менее могущественной и опас ной фигурой;

  9. рационализация — искажение реальности с помощью ложной аргументации;

Лекция 5. Концепция психического развития ребенка 3. Фрейда ■ 77

■ сублимация — смещение инстинктивных врожденных влечений на социально желаемые и социально приемлемые цели.

Генетически ранними являются такие способы защиты, как вытеснение, регрессия, уход, более поздними — рационализация, сублимация.