11.1. Критерии возрастной периодизации
Проблема возраста — проблема природы детства и его периодов, вопрос о том, являются ли они вечными, неизменными проявлениями биологической природы развития или имеют общественно-исторический характер. Существуют две противоположные позиции в решении проблемы^возраста:
последовательность и содержание периодов детства врождены и определяются наследственностью (теории нативизма, двух факторов);
детство имеет социально-историческую природу, новые перио ды детства возникают в связи с развитием общественного про изводства и социальных отношений (Д. Б. Эльконин).
Теоретическое значение возрастной периодизации состоит в том, что она объективирует представление о причинах психического развития. По словам Д. Б. Эльконина, возрастная периодизация — тот критерий, по которому проверяется истинность теории. Практическое значение периодизации связано с решением вопроса оптимального построения системы воспитания и обучения.
Л. С. Выготский в работе «Проблема возраста» дал исчерпывающую критику существующих периодизаций, не потерявшую своего значения и сегодня. Ученый сформулировал принципы и критерии построения научной периодизации, создал новую теорию кризисов и предложил свою периодизацию. Все схемы периодизации он разделил на три группы по их теоретическим основаниям.
Соотнесение психического развития ребенка с другим про цессом. Критерий — внешний по отношению к развитию признак (периодизация Г. С. Холла, основанная на выделении образователь ных ступеней).
Критерий — один признак, абстрагированный из целостного развития (периодизация 3. Фрейда на основе психосексуального развития, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта, теория
Лекция 11. Проблема возраста и возрастной периодизации « 149
П. П. Блонского на основе развития мышления или дентиции). Недостатки таких периодизаций в утрате целостности развития, в потере показательности единственного признака, лежащего в основе развития.
3. Внутренние закономерности процесса развития как основа периодизации (А. Гезелл — изменение темпа развития).
Л. С. Выготский, стремясь реализовать принцип учета внутренних закономерностей развития, предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст (учение о структуре и динамике возраста). Структура возраста — социальная ситуация развития и возрастные новообразования. Динамика — чередование кризисов и стабильных периодов. Критериями психического развития являются: формирование ВПФ; изменение системного и смыслового строения сознания; изменение социальной ситуации развития; формирование психологических новообразований. Критерии периодизации — возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов). В связи с этим возникает новое позитивное понимание кризисов.
Идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина.
А. Н. Леонтьев [53] полагал, что периодизация должна строиться на основании двух критериев: место ребенка в системе социальных отношений; ведущая деятельность. Исходя из этого, исследователь предложил следующую периодизацию: младенчество (0-1 год); преддошкольный возраст (2-3 года), ведущая деятельность — овладение элементарными предметными действиями; дошкольное детство (3-7 лет), ведущая деятельность— сюжетно-ролевая игра; школьное детство (7-17 лет) с учебной деятельностью как ведущей, включающее младший школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (12-15 лет), юношеский (15-17 лет). Говоря о кризисах, автор использует отличающуюся от принятой в школе Выготского терминологию, различая кризисы и переломы в развитии. Отождествляя форму проявления кризисов и сами кризисы, он отвергает неизбежность кризисов, которых при правильном, разумно управляемом воспитании может и не быть. Необходимы переломы, качественные сдвиги в развитии, а кризис является свидетельством не совершившегося вовремя перелома.
Л. И. Божович [12] в основу периодизации положила два основания: социальную ситуацию развития и личностные новообразования. Кризисы рассматривала как разрешение противоречия, воз-
150 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
никающего в ходе психического развития ребенка. Следующая таблица дает представление о периодизации Л. И. Божович (табл. 5). Можно видеть, что в ряде случаев полная характеристика ССР и личностных новообразований автором не дана.
- Общая характеристика 49
- Движущие силы развития 105
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 185
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 205
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Понятие «развитие»
- 1.3. Основные теоретические модели развития
- 1.5. Основные разделы возрастной психологии
- 1.6. Связи возрастной психологии с другими разделами психологии
- 2.1. Социально-историческая природа детства
- 30 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 2.2. Развитие детства в истории общества
- 32 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 2.3. Предпосылки возникновения
- 3.1. Методы исследования
- 44 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 3.3. Стратегии исследования
- 4.1. Общая характеристика
- 4.2. Теории нативизма
- 56 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 60 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
- 64 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 4.4. Теория конвергенции двух факторов
- 5.1. Движущие силы психического развития
- 5.2. Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов
- 5.3. Развитие структуры личности
- 5.4. Развитие защитных механизмов
- 5.5. Стадии психосексуального развития
- 6.1. Основные закономерности
- 84 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 6.2. Стадии развития мышления
- 6.3. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления
- 92 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 7.1. Движущие силы развития
- 7.2. Основные стадии развития интеллекта
- 8.1. Движущие силы развития
- 8.2. Периодизация развития личности
- 112 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 114 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 9.1. Основные закономерности психического развития ребенка
- 9.2. Учение о психологическом возрасте
- 124 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 9.3. Учение о высших психических функциях
- 9.4. Проблема соотношения обучения и развития
- 9.5. Значение концепции л. С. Выготского
- 10.1. Принцип социально-исторической обусловленности развития психики
- 10.2. Роль социальной среды и наследственности
- 10.3. Роль общения
- 10.4. Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность»
- 11.1. Критерии возрастной периодизации
- 11.2. Периодизация психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- 152 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 12.1. Особенности пренатального развития ребенка
- 12.2. Кризис новорожденности
- 12.3. Возникновение потребности в общении со взрослым
- 12.4. Психологические особенности младенческого возраста
- 13.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 172 'Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.3. Психологические новообразования умственного развития
- 174 « Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.4. Эмоционально-личностное развитие
- 176 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.5. Кризис трех лет
- 14.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 14.2. Теории детской игры
- 194 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 14.3. Психологические новообразования
- 200 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 14.4. Психологическая готовность ребенка к школе
- 15.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 208 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 15.2. Проблема психологической адаптации ребенка к школе
- 16.1. Место подросткового возраста в периодизации
- 16.2. Социальная ситуация развития,
- 17.1. Критерий достижения взрослости
- 17.2. Проблема периодизации
- 17.3. Возрастные кризисы
- 230 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 17.4. Развитие когнитивной сферы
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93