logo
karabanova-o

9.5. Значение концепции л. С. Выготского

Важным научным вкладом Л. С. Выготского в создание теории психического развития ребенка стали:

  1. создание учения о структуре и динамике психологического воз раста как «единицы» анализа развития;

  2. обоснование принципа культурно-исторической природы пси хики и определение специфики психического развития челове ка как формирования ВПФ;

  3. выделение критериев психического развития: формирование ВПФ, психологических новообразований возраста; изменение системного и смыслового строения сознания;

  4. открытие закона развития ВПФ как процесса интериоризации знаков и их значений, процесса генезиса человеческого сознания;

  5. обоснование положения о ведущей роли обучения для психи ческого развития ребенка;

  6. определение критериев развивающего обучения (обучение в зоне ближайшего развития и построение содержания развивающего обучения как системы научных понятий);

  7. разработка новой формирующей стратегии исследования в форме генетико-моделирующего эксперимента. Конкретной формой воп лощения такого метода стала методика «двойной стимуляции».

А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия выделяют следующие направления критики концепции Л. С. Выготского [54]: противопоставление натуральных и высших психических функций; чрезмерная увлеченность знаковой структурой, интеллектуализация развития; недостаточный учет роли предметной деятельности в развитии ребенка.

Лекция 10

Проблема движущих сил и причин психического развития ребенка в деятельностном подходе