8.1. Движущие силы развития
Концепция Эрика Эриксона (1902-1994) по праву является одной из самых значительных теорий психологии развития как по своему вкладу в изучение закономерностей развития личности в онтогенезе, так и по влиянию, оказанному на формирование проблемного поля исследований в области психологии развития и создание частных теорий. Хотя сам Эриксон причислял себя к сторонникам психоанализа, он создал оригинальную эпигенетическую теорию развития в контексте эгопсихологии.
Можно выделить ряд принципиальных различий психоанализа и теории Эриксона в трактовке закономерностей развития личности:
в центре внимания Э. Эриксона — структура Эго и ее развитие. У Фрейда в фокусе находятся структуры Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я);
Фрейд представляет отношения «ребенок — общество» как ан тагонистические, враждебные, история которых — трагическое противостояние личности и общества, борьба двух миров — мира детства и мира взрослых. Эриксон рассматривает отношения личности и общества как отношения сотрудничества, обеспечи вающие гармоничное развитие личности;
Фрейд решающую роль отводил сексуальности. Э. Эриксон, при знавая ее значение, возражает против постулата о примате ин фантильной детской сексуальности. Он полагал, что последнее не является основным источником развития;
концепция 3. Фрейда замыкается в парадигме двух факторов как детерминант развития. Э. Эриксон предлагает более слож ную систему причин, условий и факторов развития личности, включающих ее активность и общение. Активность личности имманентно предполагается в признании двух вариантов про хождения психосоциального кризиса и соответственно двух вариантов развития — конструктивного и деструктивного. Роль
106 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
и значение общения ребенка с социальным окружением раскрываются Э. Эриксоном в таких понятиях, как «радиус значимых отношений» и «ритуал».
Развитие личности, по мнению Э. Эриксона, определяется единством и взаимодействием трех основных линий: соматической, психосоциальной, психосексуальной. Главным содержанием развития личности является процесс становления эго-идентичности. Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тождественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружением; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер.
Итак, понятие «иденти^ость» включает в себя субъективное чувство непрерывной тождественности самому себе; глубокое функциональное единство собственной личности; осознание собственной временной протяженности; осознание уникальности собственной личности; чувство общности социальным идеалам и ценностям той группы, к которой относит себя личность, чувство социальной поддержки и признания. Идентичность личности является условием эффективного функционирования человека в определенной культуре и системе общественных отношений [106]. Весь процесс развития личности Э. Эриксон рассматривает с точки зрения становления и преобразования идентичности.
Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез — наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. План предусматривает поэтапность формирования органов, т. е. психологических способностей. В нем постулируется наличие «критических периодов» для возникновения и развития личностных структур. В каждый период существует особая чувствительность к формированию какого-то свойства личности, и, если этот период пропущен, личностное развитие искажается. Каждая стадия основана на предыдущей — существует преемственность и взаимосвязь стадий.
Развитие — процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития. В зависимости от выбора личностное развитие приобретает разную направленность — может быть позитивным, гармоничным или негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Если выбор осуществляется позитивно,
Лекция 8. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ■ 107
то формирование личности происходит по позитивному сценарию, если негативно — по деструктивному сценарию. Деструктивный сценарий является препятствием на пути формирования идентичности личности и сопровождается множеством проблем.
Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.
Кризис осуществляется в радиусе значимых социальных отношений. Общество помогает в разрешении кризиса, предлагая риту-ализации, устойчивые социокультурные формы взаимодействия личности и ее социального окружения, создающие необходимые условия для благополучного разрешения кризиса. Ритуализация имеет ряд особенностей:
Ритуальные действия имеют общее значение, понятное и раз деляемое всеми участниками. Например, выпускной вечер, когда вручение аттестата зрелости «присваивает» юноше или девушке новые права и обязанности взрослого.
Ритуальные действия сочетают устойчивость и повторяемость взаимодействия с определенной новизной. Психологический смысл сочетания стабильности и новизны ритуала состоит в создании оп тимальных условий для развития личности ребенка. Стабильность и устойчивость обеспечивают чувство безопасности и уверенности в ближайшем будущем, готовность и возможность активно участво вать во взаимодействии со взрослым. Ребенок ориентируется на сценарий-ритуала, может прогнозировать действия партнера и дос таточно рано научается подстраиваться к взаимодействию, в даль нейшем принимая на себя инициативу в осуществлении ритуала. Привнесение элементов новизны в ритуал расширяет границы воз можностей ребенка, учит его действовать в новых ситуациях, при учает не бояться нового. Например, укладывание маленького ребен ка спать или его пробуждение близким взрослым представляет со бой особый ритуал. Центральное место в нем занимают эмоционально нагруженные действия — улыбка, поцелуи, укачивание, поглажива ние, колыбельная и другие знаки внимания, создающие атмосферу тепла и безопасности. При этом ритуальные действия каждый раз включают что-либо новое, расширяющее границы самостоятельнос ти ребенка и его знакомства с миром.
3. Ритуальные действия не только сохраняются на протяжении всей жизни человека, но преобразуются и приобретают новые фор мы, вбирая в себя опыт и растущую компетентность ребенка.
108 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Противоположные ритуалам формы взаимодействия, приводящие к воспроизведению негативного сценария развития личности — ритуализмы. Примером ритуализма может служить тоталитаризм. Общество предлагает человеку как ритуализации, так и ритуализмы, что обусловливает многообразие сценариев личностного развития.
Каждая стадия развития характеризуется модусом (модальностью) — способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.
- Общая характеристика 49
- Движущие силы развития 105
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 185
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность 205
- 1.1. Общая характеристика
- 1.2. Понятие «развитие»
- 1.3. Основные теоретические модели развития
- 1.5. Основные разделы возрастной психологии
- 1.6. Связи возрастной психологии с другими разделами психологии
- 2.1. Социально-историческая природа детства
- 30 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 2.2. Развитие детства в истории общества
- 32 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 2.3. Предпосылки возникновения
- 3.1. Методы исследования
- 44 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 3.3. Стратегии исследования
- 4.1. Общая характеристика
- 4.2. Теории нативизма
- 56 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 60 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 4.3. Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме
- 64 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 4.4. Теория конвергенции двух факторов
- 5.1. Движущие силы психического развития
- 5.2. Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов
- 5.3. Развитие структуры личности
- 5.4. Развитие защитных механизмов
- 5.5. Стадии психосексуального развития
- 6.1. Основные закономерности
- 84 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 6.2. Стадии развития мышления
- 6.3. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления
- 92 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 7.1. Движущие силы развития
- 7.2. Основные стадии развития интеллекта
- 8.1. Движущие силы развития
- 8.2. Периодизация развития личности
- 112 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 114 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 9.1. Основные закономерности психического развития ребенка
- 9.2. Учение о психологическом возрасте
- 124 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 9.3. Учение о высших психических функциях
- 9.4. Проблема соотношения обучения и развития
- 9.5. Значение концепции л. С. Выготского
- 10.1. Принцип социально-исторической обусловленности развития психики
- 10.2. Роль социальной среды и наследственности
- 10.3. Роль общения
- 10.4. Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность»
- 11.1. Критерии возрастной периодизации
- 11.2. Периодизация психического развития ребенка д. Б. Эльконина
- 152 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 12.1. Особенности пренатального развития ребенка
- 12.2. Кризис новорожденности
- 12.3. Возникновение потребности в общении со взрослым
- 12.4. Психологические особенности младенческого возраста
- 13.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 172 'Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.3. Психологические новообразования умственного развития
- 174 « Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.4. Эмоционально-личностное развитие
- 176 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 13.5. Кризис трех лет
- 14.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 14.2. Теории детской игры
- 194 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 14.3. Психологические новообразования
- 200 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 14.4. Психологическая готовность ребенка к школе
- 15.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
- 208 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 15.2. Проблема психологической адаптации ребенка к школе
- 16.1. Место подросткового возраста в периодизации
- 16.2. Социальная ситуация развития,
- 17.1. Критерий достижения взрослости
- 17.2. Проблема периодизации
- 17.3. Возрастные кризисы
- 230 • Возрастная психология. Конспект лекций
- 17.4. Развитие когнитивной сферы
- 143200, Г. Можайск, ул. Мира, 93