logo
karabanova-o

6.2. Стадии развития мышления

Ж. Пиаже предлагает следующую периодизацию развития мышления ребенка, включающую три стадии: аутистического мышления (0-2-3 года); эгоцентрического мышления (2-3 — 11-12 лет); социализированного мышления (после 12 лет). Развитие мышления идет в направлении вытеснения природного и замены его социальным. Вторая стадия — промежуточная, переходная, представляющая собой результат такого вытеснения.

Чем отличаются аутистическое и социализированное мышление (табл. 2)?

f

Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 87

Сравнительный анализ аутистического и социализированного мышления

Таблица 2

Особенность

Аутистическое

Социализированное

Происхождение

Врожденное

Прижизненное формирование

Что определяет функционирование мышления?

Принцип удовольствия

Принцип реальности

Отношение к внешнему миру

Не направлено на внешний мир (фантазии, грезы, воображение)

Направлено на познание и преобразование внешнего мира

Единица мышления

Образ; невербальное, образное мышление

Понятие; вербальное мышление

Эгоцентрическое мышление представляет собой своеобразное сочетание свойств аутистического и социализированного мышления, результат вытеснения первого вторым. Пиаже утверждал, что общество и личность находятся в состоянии антагонизма, конфронтации. Этим обусловлено важнейшее понятие — социализация, под которым понимается процесс насильственного вытеснения природного и замещения его социальным.

С чем связан переход от аутистического мышления к социальному, каковы основные причины развития мышления? Для ответа необходимо обратиться к анализу особенностей общения и отношений ребенка (схема 3). Пиаже выделяет два типа отношений, которые оказывают разное влияние на развитие мышления ребенка. Первый — это отношения принуждения, характерные для отношений «ребенок — взрослый». Это неравные отношения — по власти, авторитету, уровню развития мышления. Второй — отношения кооперации и сотрудничества, характерные для общения сверстников как равноправных партнеров. Отношения принуждения приводят к вытеснению аутистической мысли и замены ее эгоцентрическим мышлением. Отношения кооперации и сотрудничества лежат в основе преодоления эгоцентризма, децентрации и перехода к социализированному мышлению. В 2-3 года взрослый навязывает ребенку определенные речевые способы мышления и готовые конструкции, вытесняя аутистическое мышление. В развитии мышления на эгоцентрической стадии можно выделить две фазы, граница

88 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Общение со взрослым

Общение со сверстниками

Принуждение

Кооперация

Аутистическое

1

Эгоцентрическое

Социализированное

мышление

мышление

мышление

Аутистическая

3-12 лет

Социализированная

мысль (0-3 года)

1. Начало

мысль (от 12 лет)

1. Подчинена

соотнесения

1. Подчинена

принципу

принципа

принципу

удовольствия

удовольствия

реальности

2. Врождена

и реальности

2. Формируется

3. Не направлена

(3-7 лет)

прижизненно

на действи-

2. Выяснение

3. Направлена на

тельность

эгоцентризма

действительность

4. Выражена

из сферы

4. Выражена в речи

в образах

восприятия

(7-12 лет)

Схема 3. Развитие мышления ребенка

между которыми — 7-8 лет. В первой фазе (2-3 — 7-8 лет) главным фактором развития мышления является принуждение. Принцип удовольствия и принцип реальности соположены, пока еще нет их иерархизации. В игре, фантазиях и грезах ребенок живет как будто наяву. Эгоцентризм господствует как в сфере действий, так и в сфере мышления и речи. Во второй фазе (7-8 лет) на первый план выступают отношения ребенка со сверстниками как потенциально равными партнерами, отношения кооперации и сотрудниче ства. Никто никого принудить принять свою точку зрения не мо жет, единственный способ — договориться, выработать общую точ ку зрения. Так возникает объективная необходимость в координации различных умственных позиций и достигается благодаря механиз му последовательных центраций. Здесь принцип удовольствия и принцип реальности начинают иерархизироваться, причем первоначально принцип реальности завоевывает сферу восприятия и действия и лишь потом — мышления. В 11-12 лет происходят окончательная децентрация и переход к социализированному мышлению. В концепции Ж. Пиаже было сформулировано важнейшее положение современной психологии развития о том, что развитие познания и интеллекта ребенка осуществляется в процессе сотруд-

Лекция 6. Проблема развития мышления ребенка в ранних работах Ж. Пиаже ■ 89

ничества. В исследованиях учеников Ж. Пиаже, в частности А. Пер-ре-Клермон (1991), изучалась роль социальных взаимодействий в развитии мышления ребенка. Было показано, что социокогнитив-ный конфликт, т.е. противоречие между позициями и точками зрения детей, совместно решающих познавательную задачу, приводит к преодолению познавательного эгоцентризма и децентрации.