logo
karabanova-o

44 • Возрастная психология. Конспект лекций

Симона. Эти тесты был разработаны по заказу французского правительства в связи с переходом к всеобщему образованию для дифференциации детей со сниженным интеллектом и социально запущенных. Были разработаны системы задач для определения умственного возраста ребенка и специальная формула для вычисления IQ (коэффициента умственного развития). С этого момента метод тестов получил широкое развитие в детской психологии. Сегодня существует целый ряд тестов, которые позволяют определять уровень умственного развития, социальной адаптации, особенностей личностного развития; тесты достижений, определяющих уровень усвоения умений, знаний, навыков; тесты способностей.

По сути, тест — это сравнение уровня развития ребенка по определенным показателям с репрезентативной выборкой, т. е. с нормативной шкалой. Тест дает представление о месте ребенка по уровню развития в популяции. Особенность тестов — жесткая стандартизация процедуры проведения и обработки данных.

Метод реконструкции онтогенетического развития выступает в форме метода реконструкции истории развития ребенка (Л. С. Выготский), метода «исследования случая» (case-study), биографического метода (Ш. Бюлер), исследования психологии жизненного пути (Б. Г. Ананьев).

Метод реконструкции истории развития ребенка Л. С. Выготский противопоставлял методу тестов как позволяющий вскрыть источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка в каждом из возрастных периодов.

Биографический метод основан на анализе биографии, как правило, великих людей. Дневники, записки, воспоминания дают основания для заключения и выводов о причинно-следственных связях в формировании личности (Ш. Бюлер, Э. Фромм, Э. Эриксон).

Метод исследования психологии жизненного пути был разработан в школе Б. Г. Ананьева. Жизненный путь — это социальная биография человека в условиях возрастно-физиологических изменений и психического развития. Б. Г. Ананьев считал, что необходимо учитывать и духовную биографию человека, т. е. особенности биографических переживаний или воспоминаний. С. Л. Рубинштейн отмечал, что благодаря индивидуальной биографической памяти в единстве нашего сознания выражается единство личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки [84].

Лекция 3. Стратегии и методы возрастной психологии ■ 45

3.2. Проекты (формы) исследования психического развития в онтогенезе

Существуют три основные формы исследования психологического развития в онтогенезе: 1) поперечные «срезы», или поперечное исследование, сравнительно-возрастное исследование; 2) лонги-тюдное или продольное исследование (продольные «срезы») — ло-гитюд; 3) временное запаздывание.

Поперечные срезы — форма исследования, основанная на одновременном, сравнительном изучении испытуемых разных возрастов. По срезам осуществляется реконструкция целостной картины психического развития в онтогенезе. Главное достоинство — экономичность, относительно низкая трудоемкость. Недостатки данной формы исследования:

. критерии возраста. Возрастные группы формируются по хронологическому признаку. Однако даже объединение детей с незначительным хронологическим разбросом еще не гарантирует единства психологического возраста;

  1. опасность усреднения данных, нивелирования кризисов. Целост- ная картина должна включать кризисы, переломные моменты в развитии, поэтому данные метода поперечных срезов должны быть дополнены лонгитюдом;

  2. проблема реконструкции недостающих возрастов. На основа- нии двух замеров, например, 5 и 10 лет, мы экстраполируем раз- витие в промежутках, т. е. пытаемся реконструировать разви- тие детей 6 и 9 лет. Конечно, такой способ анализа чреват ошиб- ками. Как их избежать? Предлагается сделать более дробные замеры: 4; 4,5; 5; 5,5 и т. д. В предельном варианте мы неиз бежно перейдем к лонгитюду;

  3. проблема смешения когортных и возрастных изменений. Ко горта — это поколение одного исторического времени. Напри мер, когорта 1960-х, 1990-х гг. и т. д. Когорта может охватывать разный временной интервал в зависимости от социально-исто рических событий в жизни общества. При сравнении двух воз растных групп необходимо четко различать, что обусловлено ис торическими особенностями, а что — собственно возрастно-пси- хологическими.

Лонгитюд предполагает систематическое исследование психического развития одного и того же испытуемого или группы испытуемых на протяжении достаточно продолжительного периода вре-

46 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

мени. Основное достоинство лонгитюда — выявление кризисов и целостной картины развития. Недостатки:

  1. дороговизна и трудоемкость;

  2. опасность утраты репрезентативности выборки в силу того, что часть испытуемых по различным причинам выбывают из уча- стия в исследовании (метафора сокращения выборки — съежи- вание шагреневой кожи);

  3. эффект научения испытуемых вследствие неоднократного по вторения одних и тех же методик «зашумляет» эффекты соб- ственно развития;

  4. смешение возрастных и когортных различий.

Временное запаздывание предполагает сравнение особенностей развития различных когорт посредством «дублирования» лонгитюда или «поперечносрезового» исследования с целью дифференциации возрастных и когортных различий.

Общим недостатком продольного лонгитюдного и поперечносрезового проектов исследования является то, что оба реализуют констатирующую стратегию.