logo search
Шаповаленко И

§ 5. Вспомогательные методы исследования

Помимо основных методов эмпирического исследования, мож­но выделить ряд дополнительных. Вспомогательные мето­ды исследования (в огромном разнообразии конкретных методик и методических приемов), как правило, используются в комплексе1.

Прежде всего это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрас­тных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования, тестирования.

Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) ис­пользуется в самых разнообразных целях.

Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки се­мьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животно­го) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации ри­сунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах ис­пытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.

Сравнительные методы исследования очень значимы для пси­хологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический. Близнецовый метод исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сравнение психического развития детей физи­чески здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским цереб­ральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных де­тях (что немаловажно для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии.

Так, психология глухонемых детей — классическая область для изучения вклада речи и практической деятельности в развитие ин­теллекта.

Особенно поразителен опыт воспитания и образования слепоглухонемых людей. Основы совершенно нового подхода к выведению «органического существа» из «мира состояний» в мир человеческой культуры были заложены в 40-х гг. XX в. И.А. Соколянским (1889—1960). В отзыве о системе работы Соколянского со слепоглухонемыми детьми А.Р. Лурия восторженно писал, что это потрясающий мате­риал «экспериментального очеловечения человекоподобных», «введение данного су­щества в мир, это — создание пространства, создание времени, создание задачи, создание опыта»2.

Один из воспитанников, Александр Суворов, прошел поразительный путь от замкнутости в своем состоянии слепоглухонемоты до вершин интеллектуального, профессионального и личностного развития. Доктор психологических наук А.В. Су­воров ныне автор ряда книг, среди которых «Экспериментальная философия» (1998). Он сам так описывает особенности мировосприятия и психического разви­тия в ситуации слепоглухоты: «Я не могу ни всматриваться, ни вслушиваться. Не всегда могу "вщупываться". Во что вдумываться? В чувства, в ощущения, в интуи­тивные. ...Мой главный орган чувств — духовная культура человечества»3.

Кросс-культурный метод исследования предполагает сравне­ние и выявление особенностей психического развития подрастающе­го поколения в различающихся культурах: в условиях культуры ев­ропейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного обще­ства и т.д. Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую естественную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает возможность по-новому посмотреть на очень привычные вещи4.

Широко известны в мире работы американского этнографа, антрополога, эт­нопсихолога Маргарет Мид (1901 —1978) . Она изучала традиционную, замкнутую культуру, сохранившуюся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки. В частности, М. Мид показала, что анимистические представления, (одушевление предметов, сил природы) не являются неотъемлемой принадлежностью детского способа восприятия мира (как, например, это было обнаружено Ж. Пиаже в иссле­дованиях мышления маленьких европейцев). Анимизм имеет культурное происхож­дение. Сказки, мифы, рассказы взрослых, принадлежащих к определенной культуре, порождают анимистические представления у детей; в противном случае подобный феномен отсутствует, и дети, даже маленькие, рассуждают вполне реалистично1.

Социометрические методики дают дополнительную информа­цию о характере взаимоотношений, складывающихся между члена­ми группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллекти­ве. Показатели наличия и количества «лидеров», «звезд» и «изгоев», взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоот­ношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.

Таблица 2