logo
Шаповаленко И

Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические

задачи возрастной психологии.................. 11

§ 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития

как науки.............-.......... 11

§ 2. Проблема детерминации психического развития......... 16

§ 3. Основные понятия возрастной психологии........... 18

Глава П. Организация и методы исследования в психологии развития

и возрастной психологии.................... 22

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования

в психологии развития ..... ............. 22

§ 2. Метод наблюдения..................... 23

§ 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования....... 25

§ 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование .... 27

§ 5. Вспомогательные методы исследования............ 27

§ 6. Схема организации эмпирического исследования........ 30

Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной

области психологической науки..................34

§ 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной

области психологической науки...............34

§ 2. Начало систематического изучения детского развития.......36

§ 3. Из истории становления и развития российской возрастной

психологии во второй половине XIX — начале XX в......■ . .39

Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка

проблемы факторов психического развития.............45

§ 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета

детской психологии....................45

§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания

организма......................' . 47

§ 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический

и социальный ......................52

§ 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды......... 54

Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический

подход...........................57

§ 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа

3. Фрейда.......................57

§ 2. Психоанализ детства....................63

§ 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей . . . 68

Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория

психосоциального развития личности Э. Эриксона..........72

§ 1. Эго-психология Э. Эриксона................72

§ 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона..........73

§ 3. Основные понятия теории Эриксона.............74

§ 4. Психосоциальные стадии развития личности .......... 75

Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения

правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского

развития..........................84

§ 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении........84

§ 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона.............85

§ 3. Оперантное научение...................89

§ 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера............91

Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации:

теории социального научения ...... ..... ....... 96

§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального

научения.......................96

§ 2. Эволюция теории социального научения............97

§ 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание.....98

§ 4. Диадический принцип изучения детского развития.......102

§ 5. Изменение представлений о .психологической природе ребенка . . . 104

§ 6. Социокультурный подход.................105

Глава IХ. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция

Ж. Пиаже .............. ............ 108

§ 1.. Основные направления исследований интеллектуального развития

ребенка Ж. Пиаже.................. 108

§ 2. Ранний этап научного творчества. .............108

§ 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже.......114

§ 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже . .......122

Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического

развития: Л.С. Выготский и его школа.............. 125

§ 1. Происхождение и развитие высших психических функций...... 125

§ 2. Проблема специфики психического развития человека...... 129

§ 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития

человека .......................131

§ 4. Проблема «обучение и развитие».............. 132

§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития...... 137

Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема

периодизации развития в онтогенезе . . ..............140

§ 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов.

Детство как культурно-исторический феномен....... 140

§ 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации

детского развития в работах Л.С. Выготского . . . ... . . . 143

§ 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития

Д.Б. Эльконина....................147

§ 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации

психического развития..................151

Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ

Глава XII. Младенчество.................... 156

§ 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период.....156

§ 2. Младенчество как период стабильного развития........163

§ 3. Развитие общения и речи................. 166

§ 4. Развитие восприятия и интеллекта.............169

§ 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами . . . . 172 § 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году

жизни........................176

§ 7. Психологические новообразования младенческого периода.

Кризис одного года...................177

Глава XIII. Раннее детство...................181

§ 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте

и общение со взрослым...............181

§ 2. Развитие предметной деятельности..............183

§ 3. Зарождение новых видов деятельности........... . 186

§ 4. Познавательное развитие ребенка..............188

§ 5. Развитие речи......................190

§ 6. Новые направления руководства психическим развитием

в раннем детстве....................193

§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет......196

Глава XIV. Дошкольное детство................ . 201

§ 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте......201

§ 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста......202

§ 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная) . . . 209

§ 4. Познавательное развитие.................210

§ 5. Общение со взрослыми и сверстниками.......... .216

§ 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие . 218

§ 7. Характеристика кризиса дошкольного детства......... 220

Глава XV. Младший школьный возраст.............. 224

§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность

к школьному обучению . ...............224

§ 2. Адаптация к школе...................227

§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника......... . 228

§ 4. Основные психологические новообразования младшего школьника. . 235 § 5. Кризис отрочества (предподростковый)............ 238

Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)........... 242

§ 1. Социальная ситуация развития............... 242

§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте........ 245

§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков . . . 248

§ 4. Особенности общения со взрослыми............. 252

§ 5. Психологические новообразования подросткового возраста .... 252

§ 6. Развитие личности и кризис перехода к юности........ 254

Глава XVII. Юность..................... 261

§ 1. Юность как психологический возраст............ 261

§ 2. Социальная ситуация развития............... 264

§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте........ . 267

§ 4. Интеллектуальное развитие в юности............. 270

§ 5. Развитие личности................... 273

§ 6. Общение в юности................... 278

Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость............ 283

§ 1. Взрослость как психологический период........... 283

§ 2. Проблема периодизации взрослости............. 286

§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в период зрелости. ................... 289 |

§ 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы

взрослости....................... 289

§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период

взрослости. . . . . ................ . .301

Глава XIX. Взрослость: старение и старость............ 306

§ 1. Старость как биосоциопсихологическое явление......... 306

§ 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем. . . . 308

§ 3. Теории старения и старости................ 309

§ 4. Проблема возрастных границ старости............ 313

§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы

в старости...................... . 314

§ 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в старости....................... 319

§ 7. Личностные особенности в старости............. 325

§ 8. Познавательная сфера в период старения........... 332

Приложение......................... 342

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время знание фактов и закономерностей психологиче­ского развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, пред­сказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов — психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д.

Предлагаемый учебник представляет собой развернутый учеб­ный курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психо­логия». Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обу­чающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрас­тной психологии. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которо­го заложены Л.С. Выготским, Д.Б.Элькониным.

Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем. Первый раздел «Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии» знакомит с методологическими, методи­ческими и понятийными основами возрастной психологии, содер­жит введение в основные проблемы данной отрасли психологиче­ской науки.

Разделы второй «Историческое становление возрастной психо­логии», третий «Основные концепции психического развития чело­века в онтогенезе в зарубежной психологии» и четвертый «Основ­ные закономерности психического развития человека в онтогенезе в российской психологии» представляют собой изложение и анализ основных теорий психического развития человека, разработанных в зарубежной и отечественной психологии. Они знакомят читателя с историей детской и возрастной психологии, классическими теория­ми психического развития, тенденциями современного развития и дискуссионными проблемами возрастной психологии как науки.

В пятом разделе «Онтогенетическое психическое развитие чело­века: возрастные ступени» рассмотрены основные закономерности психического развития на протяжении жизни человека — от рожде­ния до старости, дано описание психологических возрастов от мла­денчества до старости.

В Приложении приводится общая схема возрастной периоди­зации психического развития человека. Каждая глава сопровож­дается вопросами и заданиями, которые призваны обратить вни­мание учащихся на ключевые моменты темы. Содержание глав включает примеры из психологических исследований, литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоре­тического материала и позволяет обратиться к собственному опы­ту каждого читателя, побудить поразмышлять над теми или иными важными проблемами, имеющими и теоретическое, и прикладное значение, связать теорию с практикой, перекинуть мостики от классических теорий к современным актуальным про­блемам психологии развития.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4