logo
Шаповаленко И

Теория трех ступененей к. Бюлера

Основной предмет исследования

Закономерности психического развития; выделение стадий развития детской психики (инстинкт, дрессура, интеллект)

Методы исследования

Зоопсихологический эксперимент

Основные понятия

Инстинкт, дрессура, навык, интеллект, функциональ­ное удовольствие, предвосхищающее удовольствие

Основные идеи

Перенос закономерностей эволюции психики живот­ных на психическое развитие ребенка. Рассмотрение психики ребенка как связующего эволюционного зве­на между животной психикой и психикой взрослого культурного человека. Роль эмоций в развитии

Факторы развития

Преформизм, наследственность

Ценное

Применение эксперимента в изучении детского раз­вития, идея развития

Направления критики

Биологизаторский подход — невидение, игнорирова­ние специфики развития человека, принижение возможностей ребенка

Главный интерес Бюлера сосредоточен вокруг первых лет жизни ребенка. Детская психология для него — это прежде всего психоло­гия раннего возраста, и развитие человека в целом отождествляется с развитием ребенка. Бюлер считал, что фазы детства нужно опре­делять по интересам и успехам в развитии. Некоторые выделяемые

Бюлером эпохи: шимпанзеподобный возраст; стадия вопросов о названиях предметов; стадия вопросов «почему»; возраст сказок; возраст Робинзона и др. Фазы детства Бюлер рассматривал как биологические фазы развития; относительное, свойственное ребенку определенной эпохи и определенной социальной среды приравнива-лось к абсолютному, всеобщему, необходимому закону развития Л.С. Выготский подчеркивал, что в теоретических построения Бюлера есть ценная, пронизывающая все идея развития и тенден-ция рассмотреть психическое развитие в общем аспекте биологического развития. Однако стремление непосредственно вывести всю полноту душевной жизни, психических функций и форм из биологических корней, найти причины типичных успехов нормального ребенка в структурном развитии коры большого мозга принципиально ограничивает позицию Бюлера, делает ее антидиа-лектичной. Филогенез и онтогенез психики оказываются в одинаковой мере подчинены законам биологической эволюции1.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4