logo
Шаповаленко И

§ 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в пери­од взрослости определяется стремлением к самостоятельности, не­зависимости и, главное, отношением к ответственности. Осозна­ние личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и го­товность принять эту ответственность — ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

Представления о ведущей деятельности, разработанные А.Н. Ле­онтьевым и Д.Б. Элькониным для периода детства, нуждаются в уг­лубленном понимании ее сущности в зрелом возрасте.

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельно­стью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но макси­мальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности1. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравст­венной, интеллектуальной, профессиональной.

С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводст­вом и творчеством в системе общественных деятельностей и твор­чеством в системе экзистенциальных ценностей2.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4