logo
Шаповаленко И

§ 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения

В конце 30-х гг. XX в. в Америке возникло мощное психологическое направление социального научения. Сам термин «социальное научение» был введен Н. Миллером и Д. Доллар дом для обозначения прижизненного выстраивания социального поведения индивида через передачу ему образцов поведения, ролей, норм. мотивов, ожиданий, жизненных ценностей, эмоциональных реакций. Социализация рассматривается как процесс постепенно -го превращения биологического существа, младенца, в полноценного члена семьи, группы, человеческого общества в целом; как процесс приобретения нового социального поведения2. «Всеобъ­емлющая теория поведения должна объяснить, каким образом усваиваются образцы поведения и каким образом их проявление постоянно регулируется взаимодействующими между собой внеш­ними и внутренними источниками влияний» — так сформулировал задачи данного научного направления его ведущий теоретик А. Бандура1.

Проблема социализации может считаться главной для амери­канской психологии развития второй половины XX в., а раскрытие механизмов, т.е. способов, посредством которых общество побуж­дает детей вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, — ее центральная задача. Теория социального научения заимствовала некоторые положения из психоанализа (например, исходный тезис об антагонизме, противостоянии ребенка и общества) и соединила их с бихевиористскими принципами научения.

Направление социального научения представлено целым спек­тром теорий, авторы которых нередко расходятся во взглядах на конкретные механизмы научения, но поддерживают значимость самой идеи научения социальному поведению в целом. В области социального научения работают уже несколько поколений иссле­дователей, эти поколения выделены в самой американской психо­логии2.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4