logo
Шаповаленко И

§ 2. Социальная ситуация развития

В юношеском возрасте происходят существенные морфофунк-циональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени утверждается са­мостоятельность личности.

Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохра­няет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, свя­занных с руководством и подчинением. Неоднозначность положе­ния юношества в семье и обществе и разноуровневость требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии психики.

Когда осуществляется переход от подросткового к раннему юношескому возрасту? Психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции бу­дущего. В юности происходит расширение временного горизон­та — будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальней­шего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в буду­щее, построение жизненных планов и перспектив — «аффек­тивный центр» жизни юноши1.

«В молодости все силы души направлены на будущее, и будущее это принимает такие разнообразные, живые и обворожительные формы под влиянием надежды, ос­нованной не на опытности прошедшего, а на воображаемой возможности счастия, что одни понятые и разделенные мечты о будущем счастии составляют уже истинное счастие этого возраста» (Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985. С. 222).

Начало этого процесса относится к подростничеству, когда под­росток задумывается о будущем, пытается его предвосхитить, созда­ет образы (рисует картины) будущего, не задумываясь при этом о средствах его достижения. Общество, в свою очередь, ставит перед молодым человеком совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом соз­дается характерная социальная ситуация развития. В 9-м классе средней школы и еще раз в 11 -м классе школьник неминуемо попа­дает в ситуацию выбора — завершения или продолжения образо­вания в одной из его конкретных форм, вступления в трудовую жизнь и т.п. Социальная ситуация развития в ранней юности — «порог» самостоятельной жизни.

Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, но даже его родители в полной мере не осознают переломность момента, его значимость для последующей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от места жительства... Л позже уже полученная, но нелюбимая профессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все ещё можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т.д.

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения, Особую сложность задача профессионального ориентирования приобрела в современных социокультурных условиях, когда старишие (родители и учителя) зачастую сами не уверены в правильности своих советов.

Некоторые психологи считают, что эта особенность — самостоятельность встречи с «изменяющимся миром» (в противоположность другим возрастам, когда ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста) — вообще является специфической для юности2. В процессе кризиса 17 лет (от 15 до 18 лет) решается задача становления человека как субъекта собственного развития.

Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Кроме того, ранняя юность (старший школьный возраст), как никакой другой период, отличается крайней неравномерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старше­классников уже достиг половой зрелости, другой еще находится в се­редине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отроче­ства), так и на внутрииндивидуальном (время наступления биоло­гической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у од­ного и того же индивида часто не совпадает).

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой ак­центов развития: период предварительного самоопределения завер­шается и осуществляется переход к самореализации.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4