logo
Шаповаленко И

§ 3. Основные понятия теории Эриксона

Представления Эриксона о развитии Эго в основном изложены в книгах «Детство и общество» (1950), «Идентичность: кризис юности» (1968), «Идентичность и жизненный цикл» (1979), «Зре­лость» (1979), «Жизненная вовлеченность в старости» (1986) и др. Уже из названий книг явствует, что центральное понятие для Э. Эриксона — понятие идентичность. Личностная идентичность — набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве), кото-рый делает человека подобным самому себе и отличным от других людей, это «самая сердцевина, ядро» личности2. Эго-идентичность — это субъективное, чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я. Группо-вая идентичность — чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и групповая идентичность формируются прижизненно и согласованно.

Приобретение эго-идентичности, становление Я-концепции; образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании.

Одним из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает ритуализацию — повторяющиеся формы поведе­ния, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении жизни.

Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис — это поворотный момент разви­тия, из которого человек может выйти как более адаптированным, сильным, так и ослабленным, несправившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением оп­ределенного компромисса между крайностями, между противопо­ложными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат — включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолю­бия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недо­верие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодо­левают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью — в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.

Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координа­ция» между развитием индивидуума и его социальным окружени­ем — «зубчатое колесо жизненных циклов». Согласно закону со­гласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а роди­тель стремится опекать и заботиться). Таким образом, с точки зре­ния Эриксона, потребности и возможности поколений симметрич­ны, что отражено в его концепции взаимозависимости.

По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разреше­ния каждого кризиса, ибо только в результате интеграции дости­жений формируется здоровая адаптированная личность: «Психоло­гическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций»1. Взаимодействие между биологическими потреб­ностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4