logo
Шаповаленко И

§ 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма

Ученик С. Холла, известный американский психолог А. Гезелл (1880—1971) проводил лонгитюдное изучение психического раз­вития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов1. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы по­ставить изучение проблем развития маленьких детей на научную ос­нову, проследить фазы развития отдельных слагаемых поведения от рождения до подросткового возраста.

Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с воз­растом, он хотел составить примерный временной график появле­ния конкретных форм психической активности, начиная с двига­тельных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и интеллектуальные интересы.

Сам Гезелл называл свой метод исследования «биографически-лабораторным». В созданном им центре (лаборатории) использовалась специальная аппаратура для объективной регистрации (фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодействия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью («зеркало Гезелла»). Он стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни ребенка. В специально оборудованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась возможность выбрать род занятий — игра с песком или с водой, приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться только на сообщения родителей.

Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у слепых детей). В результате им был составлен Атлас поведения младенца из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов Гезел-ла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода.

Согласно теории созревания Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию: «Врожденная тенденция к оптимальному развитию настолько неискоренима, что ребенок полной горстью черпает все, что он находит полезного кругом себя, и страдает в гораздо меньшей степени, чем можно было бы ожидать, от нашего невежества»2.

Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходит замедление, затухание скорости развития. Периодизация возрастного развития (роста) Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 года — наиболее высокий «прирост» поведения, от 1 года до 3 лет — средний и от 3 до 18.лет — низкий темп развития. В центре научных интересов Гезелла было именно раннее детство — до трехлетнего возраста. Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологиче­ских факторах созревания организма.

Критикуя позицию Гезелла, Л.С. Выготский называл ее «ульт­рабиологизмом» и «эмпирическим эволюционизмом», когда соци­альное полностью растворяется в биологическом, когда весь ход детского развития подчиняется вечным законам природы3.

Таблица 4

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4