Возрастная периодизация психического развития человека
Возрастной период | Хронологические рамки | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Общение | Психологические новообразования | Ключевые понятия |
Кризис ново рожденности | От рождения до 2 мес. | Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни
| ||||
Младенчество | 2 мес. — 1 год | Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы») | Непосредственно-эмоциональное общение | Общение с родным взрослым — ситуативно - личностное | — Потребность в общении — Базовое доверие к миру — Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний — Различение близких и посторонних людей — Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) — «Истинное» подражание — Предметное восприятие — Автономная речь — Ходьба — Мотивирующие представления. Превращение ребенка в субъекта желания и действия | Биологическая беспомощность новорожденного, опережающая инициатива взрослого, бондинг, безусловные и условные рефлексы, социальная улыбка, максимально социальное существо, комплекс оживления, госпи-тализм, потребность в новых впечатлениях, доречевое общение, дефицит общения, гукание, гуление, лепет, пассивная и активная речь, прогрессивные и тупиковый движения, простые манипуляции и др. |
Кризис 1 года | Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребеяка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции | |||||
Раннее детство | 1—3 года | Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения), или Я и другой, или Р — Предмет - В. Познание мира человеческих предметов | Орудийно-предметная (предметно-манипу-лятивная) | Общение со взрослым — ситуативно-деловое. Общение со сверстниками — начальные формы, взаимное подражание | — Овладение предметными действиями — Символическое, замещающее действие — Предметная игра — Начальные этапы изобразительной и других видов продуктивной деятельности — Активная речь — Наглядно-действенное мышление — Личное действие — Сознание «Я сам» — Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними | Ситуативность поведения, социализация, орудийные действия, соотносящие действия, внешние ориентировочные действия, полифункциональные предметы, сюжетно - отобразительная игра, «игра рядом», куплет-ность игры, ситуативная речь, стадия каракулей, стадия головоногов, агрессивность, пассивная речь, непроизвольное внимание, непроизвольная память и др. |
Кризис 3 лет | «Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм Психологическое отделение от близкого взрослого. «Гордость за достижение» |
Возрастной период | Хронологические рамки | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Общение | Психологические новообразования | Ключевые понятия |
Дошкольное детство | 3—7 лет | Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений | Игра (сюжетно-ро-левая игра) | Общение со взрослым: 3—5 лет — внеситуативно-познавательное; 5—7 лет — внеситуативно-личностное. Общение со сверстниками — игровое сотрудничество, сопереживание | — Воображение — Наглядно-образное мышление — Начала понятийного мышления — Картина мира, «абрис» — Новые мотивы поведения — Соподчинение, иерархия мотивов — Произвольность поведения — Первичные этические инстанции — Самосознание — Самооценка — Практическое овладение речью, развитие функций речи | Способность к замещению, символическая функция сознания, условно-динамическая позиция, ориентация на смысл и характер человеческих отношений, умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, эгоцентрическое мышление, артификализм, анимизм, децентрация мышления, сенсорное развитие (усвоение сенсорных эталонов), игровая роль, содержание, игры, сюжет, игра с правилами, игра-драматизация, режиссерская игра, идентификация, эгоцентрическая речь, контекстная речь и т.д. |
Кризис 7 лет | Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции | |||||
Младший школьный возраст | 6-7 - 10 лет | Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя
| Учебная деятельность | Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников. Совместное обсуждение учебной проблемы | — «Умение учиться» — Понятийное мышление — Внутренний план действий — Рефлексия — интеллектуальная и личностная — Новый уровень произвольности поведения — Самоконтроль и самооценка — Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности | Психологическая готовность к школе, личностная готовность, умственная готовность, чувство компетентности, познавательные мотивы, мотивы самосовершенствования, школьная адаптация и дезадаптация, школьная фобия, школьная тревожность, неуспеваемость, труд, латентный период и др. |
Кризис пред-подростковый | «Мотивационный вакуум». Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя |
Возрастной период | Хронологические рамки | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Общение | Психологические новообразования | Ключевые понятия |
Подростковый, отроческий возраст | 10-11 -14-15 лет | Формирование сознательного отношения к, себе как к члену общества. Благоприятные условия (сензи-тивность) для проявления индивидуальности | Интимно-личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин) Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн) | Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке | — Чувство взрослости - новый уровень самосознания — Стремление к самоутверждению — Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей — Я-концепция — Формально-логическое (рассуждающее) мышление — Рефлексия | «Гормональная буря», пубертатный период, половое созревание, идентичность, акцентуации характера (личностных особенностей), референтная группа, лидерство, кодекс товарищества, «личный миф», «воображаемая аудитория», подростковый эгоцентризм, стратегии преодоления трудностей, конфликты, стержневые интересы |
Кризис перехода к юности (15-18 лет) | Становление человека как субъекта собственного развития | |||||
Юность | Ранняя — 15-17 лет. Поздняя — 17-21 год | Поиск своего места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации. Процесс самоопределения как аффективный центр социальной ситуации развития | Учебно - профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение | Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми. Дружба.. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Любовь | — Потребность самоопределения — Готовность к личностному и профессиональному самоопределению — Жизненные планы — Устойчивое самосознание — Идентичность — Ценностные ориентации — Мировоззрение . внутренняя позиция мужчины (или женщины) | Взрослость, жизненные задачи, социальные роли, модель типичного жизненного пути, психосоциальный мораторий, абстрактное мышление, философская рефлексия, ролевое смешение, диффузия идентичности, осознание собственной уникальности, смысл жизни, юношеский максимализм |
Кризис перехода к взрослости (18-20 лет) | «Отрыв от родительских корней» |
Возрастной период | Хронологические рамки | Социальная ситуация развития | Ведущая деятельность | Общение | Психологические новообразования | Ключевые понятия |
Взрослость: молодость и зрелость | Ранняя взрослость (молодость, «вхождение в зрелость») — 20—30 лет. Средняя взрослость (зрелость) — 30-60 лет | Принятие на себя полноты ответственности | Труд Максимальная реализация сущностных сил человека. Спектр основных дея-тельностей — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их соотношение | Круг общения, связанный с профессиональной деятельностью. Освоение и реализация супружеских и родительско-детских отношений | — Построение стратегии жизни — Феномен акме — Смысложизненные решения — Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление) — Материнство / отцовство | Взрослость, зрелость, самоактуализация, индивидуация, индивидуализация, акме, ак-меология, карьера, профессионализм, генеративность, индивидуальный жизненный стиль, стили родительства, система социальных ролей, автобиографический метод, модель кризиса, модель перехода |
Нормативные кризисы зрелости | Кризис 30-летия— коррекция плана создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье кризис 40-летия (кризис середины жизни) — осознание утраты молодости; сомнение в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 лет. Пути и способы преодоления возрастных кризисов | |||||
Взрослость: старение и старость | Пожилой возраст (старение) — 60-75 лет. Старость — 75-90 лет. Долгожительство — свыше 90 лет | Готовность к выходу на пенсию. Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости | Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби. Прародительство. Постепенный отказ от активности | Сужение круга общения. Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками | — Принятие своей жизни — Жизненная мудрость — Счастливая старость — Интегрированность, цельность | Пенсионный шок, стратегии старения, активное и пассивное старение, типологии старости, освобождение от сексуального рабства, изменения памяти, психологическое время в старости, отношение к смерти, отчаяние, счастливая старость |
Кризис индивидуального существования | Смерть как последнее критическое событие в жизни. Установкив отношении смерти |
1См.: Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 13—60.
2Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. С. 16.
3Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 70.
4См.: Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 26.
5См.: Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С. 28-32.
1См.: Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983. С. 244-269.
2Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 179-180.
1См.: Баттерворт Д., ХаррисМ. Принципы психологии развития. С. 40—42.
2См.: Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 6-40.
3Леонтьев А.Н. Об историческим подходе в изучении психики ребенка / / Избр. психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 114.
4См.: Анциферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии II Категории материалистической диалектики в психологии /Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1988. С. 22-56.
1Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892, С. 53.
2 Соколов Н. Жизнь ребенка (по дневнику отца). М., 1917.
См.:Басов М.Я. Опыт методики психологических наблюдений над детьми дошкольного возраста //Избр. психологические произведения. М., 1975.С. 103—106.
3
1См.:Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия Под ред.B.C. Мухиной. М., 1991. С. 18—21.
2Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис:В 2ч. М., 1980. Ч.
3Мухина B.C. Близнецы. М., 1981
4См.: Попцова Е.В. Роль матери как субъекта обучающего общения в общепси-хическом и речевом развитии ребенка раннего возраста // Психолого-методические особенности развивающих методов обучения иностранному языку. Иваново, 1994. С. 83-96.
1См.: Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрас -тной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. Ч. 1. С. 6-8.
2См.: Крайг Г. Психология развития. С. 35—60.
3См.: Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г., Обухова Л.Ф., Фролов Ю.И. От Выготского к Гальперину. Специальные приложения к «Журналу практического психолога». М., 1996.
4См.: Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Избр. психологические произведения: В 2 т. Т. 1. С. 79—92.
5См.: Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Г. Экспериментальное формирование
внимания. М., 1974.
6См.: Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. С. 28.
1См.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2001.
2Лурия А.Р. Значение опыта Соколянского // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. Ч.1. С. 248-249
3Суворов А.В. Вчувствоваться, вдуматься (о некоторых особенностях общения в ситуации слепотлухоты) // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 152.
4См.: Кон И.С. Ребенок и общество. С. 20—39
1Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
2См.: Крайг Г. Психология развития. С. 674
1См.: Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принципы развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1976. С. 156—166.
2См.: Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.СПб., 2001; Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1995; Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
1Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998. С. 3—59.
2Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб., 2002. С 18-41.
3Прейер В. Душа ребенка. Наблюдение над духовным развитием человека в первые годы жизни. СПб., 1912.
1Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 89—90.
2Выготский Л.С. Биогенетический принцип в психологии // Большая советская энциклопедия. М., 1936. Т. 6. С. 275—279.
1Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. С. 35
2Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1955.
3Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. М., 1985. С. 200.
1Каптерев П.Ф. Об общем ходе развития детской природы // Воспитание и обучение. 1893. № 2. С. 61.
2Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. С. 94-95.
3Нечаев А.П. К вопросу о взаимоотношении педагогики и психологии / / Русская школа. 1899. № 3. С. 50.
1Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 111.
2Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. С. 96—120.
3Бине А. Современные идеи о детях. М., 1910
1Гезелл А. Педология раннего возраста. М., 1930
2Гезелл А. Педология раннего возраста. С. 231.
3Выготский Л.С. Проблема развития ребенка в исследованиях Арнольда Гезелла // Гезелл А. Педология раннего возраста. С. 8.
1Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.
1Выготский Л.С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бюлера «Очерк духовного развития ребенка» // Возрастная и педагогическая психоло-гия: Тексты. М., 1992. С. 18-31.
2Штерн В. Психология раннего детства. П., 1922.
1Мид М. Культура и мир детства. С. 322.
1Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991
2Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности // Психология бессознательного: Сб. произв. / Сост. М.Г. Ярошевский. М., 1990. С. 123—202.
1Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995. С. 161.
2Психоанализ детской сексуальности (3. Фрейд, К. Абрахам. К.Г. Юнг, Э. Джонс, Ш. Ференци) / Под ред. В.Л. Лукова. СПб., 1997
3Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993
4Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991. С. 36.
1Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хай-манн. М., 2001.
2Лебедева Н.Н. Принципы и методы игровой терапии. М., 1997. С. 8—13.
1Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., 1995. С. 44.
2Боулби Дж. Детям — любовь и заботу //Психология развития: Хрестома-тия. СПб., 20.01. С. 127-140.
3Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. С. 46—51.
4Шпиц Р. Поведение депривированных детей / / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Мухина. М., 1991. С. 166—167.
5Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991
6Фромм Э. Искусство любви. Минск, 1991. С. 28.
7Там же
8Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991
1Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997.
2Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л., 1992; Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии / Под ред. G. Fav Vizziello, D.N. Stern. M., 1994
3Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии. С. 66.
1Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2000. С. 215—245.
1Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000. С. 137.
2Эриксон Э. Детство и общество. С. 14
1Эриксон Э. Детство и общество. С. 229.
2Там же. С. 235-259.
1Эриксон Э. Детство и общество. С. 298.
1Эриксон Э. Детство и общество. С. 258.
2Там же. С. 259.
1Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. 234—235
2.: Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 1999.
1Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. С. 223
1Уотсон Дж..Б.Бихевиоризм:Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов — середина 30-х годов XX в.) / Под ред П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980. С. 34-46
2Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. М., 1930. С. 31
3Kpайг Г. Психология развития. С. 54—56.
1Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. С. 9.
2Там же. С. 12.
1ТорндайкЭ. Принципы обучения, основанные на психологии. М., 1930
2Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. 354.
1Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. 30-е — 60-е годы XX в. / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. С. 60-97
1Марцинковская Т.Д. История детской психологии. С. 169
2Раттер. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 374—397.
1Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1992. С. 91-146.
2Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева.- М., 1987. С. 190-231:
1Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000. С. 28.
2Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.И. Современная американская психология развития. М., 1986. С. 7—32.
3Обухова А.Ф., Шаповаленко Н.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. М., 1994. С. 16—17.
4Бандура А. Теория социального научения.
1Бандура А. Теория социального научения
1Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания а детском возрасте. С. 54—56.
2Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф, Подольский А.И. Современная амери-канская психология развития. С. 93—106
3Кон И.С. Ребенок и общество. С. 31.
1Крайг Г. Психология развития. С. 23—26
2Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 60-80.
1Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. С. 36—43; Крайг Г. Психология развития. С. 74—79; Развитие личности ребенка / Под ред. A.M. Фонарева. С. 101 —115
2Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981
3Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 23.
4Пиаже Ж.. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997. С. 11—37
1Выготский Л. С. Мышление и речь// Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 23—79
2Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М., 2001. С. 45.
1Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С. 89—94.
2Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические труды. М., 1994
3Гальперин П.Я.,. Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С. 296-324
1Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. С. 133—164
2Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С. 573—594.
1Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития; Дональд -сон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985; Развитие личности ребенка/ Под ред. A.M. Фонарева.
2Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против
3Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии
1Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. С. 6-41.
2Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. С. 13
1Выготский Л. С. История развития высших психический функций. Т. 3. С. 145
2Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. С. 24.
3Матюшкин A.M. Послесловие // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. 341.
1Выготский Л. С. Основы педологии: Стенограммы лекций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 395
2Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Избр. психологические труды. М., 1989. С. 494
3Ладыгина - Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935
1Выготский Л .С. История развития высших психических функций. Т. 3. С. 62
2См.: Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. С. 118—184
3Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 362-367.
4Выготский Л.С. Мышление и речь. Т. 2. С. 118—361.
1Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития //Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 36
2Лисина М.М. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986
3Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 30-38.
1Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.; Воро- неж, 1996
2Ариес Ф. Века детства // Журнал практического психолога. 1997. № 1. С 60-72.
1Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978
2Эльконин Д.Б. Психология игры. С. 63
3Кудрявцев В.Т. Культурно-исторические истоки развития детства // Журнал прикладной психологии. 1999. № 2. С. 34
1Кудрявцев В. Т. Концепция научных исследований Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО // Психолог в детском саду. 2000. № 2—3. С 30-48.
2Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 260.
3Там же. С. 247
4Выготский Л.С. Проблема возраста. Т. 4. С. 256
5Там же. С. 258
1Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психологические труды. С. 60—78
2Эльконин А.Б. Введение в детскую психологию / / Избр. психологические труды. С. 42.
1Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Избр. психологические произведения: В 2 т. Т. 1. С. 285—286.
2Запорожец А.В. Основные проблемы онтогенеза психики / / Избр. психологические труды: В 2 т. М., 1986. Т. 1. С. 249-253.
3Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998. С. 94-217.
1Эльконин Д .Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психологические труды. С. 75—78
1Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38—39.
2Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 39.
3Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: Авто-реф. дис. М., 1999.
4Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.
5Хасан В.И. Идеальная форма детства и проблема темпов возрастной динамики // Журнал практического психолога. 1999. № 2. С. 94.
1Поливанова К.Н. Возраст: норма развития и метод // Журнал практиче- ского психолога. 1999. № 2. С. 80-85.
2Кроник А.А., Кроник Е.Л. Психология человеческих отношений. Дубна, 1998
1Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 269-271.
2Крайг Г. Психология развития. С. 195—196.
3Выготский Л.С. Младенческий возраст. Т. 4. С. 279.
1Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития де- тей первого года жизни. М., 1981. С. 7—114.
2Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985. С. 19—25
3Андреева Н ,Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец: О развитии и воспитании ребенка первого года жизни. СПб., 1999
1Условное обозначение хронологического возраста, где первое число обозначает количество полных лет, второе — месяцев, а третье — дней.
2Цит. по: Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. Минск, 1997. С. 21-22.
3Долъто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997
1Выготский Л.С. Младенческий возраст. Т. 4. С. ,274
2Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1949
3Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. С. 30—46.
4Лисина М.М. Проблемы онтогенеза общения. С. 18— 22
1Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. С. 65-69.
2Ворошнина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства: Автореф. дис. М., 1998.
3Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб., 1999.
1Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. С. 85—88.
1Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. С. 115—153.
1Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. M. 2001
2Бауэр Т. Психическое развитие младенца. С. 11.
3Лупан С. Поверь в свое дитя. М., 1993
4Элъконин Д.Б. Детская психология. М., 1960
5Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 1.
1Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного разви-тис // Вопросы психологии. 1994. № 1
2Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С. 111
1Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. M. 1996. С. 13
2Гальперин П.Я. Функциональные различия между орудием и средством: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч. 1. С. 195-203.
1Эльконин Д.Б. Психология игры. С. 92—94.
2Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Избр. психологические труды. С. 140
1Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. С. 64—65.
2Обухова Л.Ф., Шаповаленко И.В. Формы и функции подражания в детском возрасте. С.66.
3Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста. С. 47
1Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982. С. 37
1Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте //Вопросы психологии. 1977. №2. С. 135—142
2Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. М., 1985. С. 19-27
1Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1949
2Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. С. 42-47.
3Смирнова Е.О. Положение детей раннего возраста в современной Рос-сии // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 94—99
1Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М., 1999.
2Раннее обучение и развитие ребенка / Авт.-сост. В.В. Кантан. СПб., 1998
3Крайг Г. Психология развития. С. 292
1Цит. по: Коляда С. Опасные игрушки //Деньги. 2001. 31 октября. № 43 (47) . С. 62
2Выготский А. С. Раннее детство. Кризис трех лет// Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 340-375
3Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001
4Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 78—85.
1См.: Кудрявцев В.Т. Культурно-исторические истоки развития детства // Журнал прикладной психологии. 1999. № 2.
2См.: Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры // Проблемы развития психики. М., 1981. С. 481-509.
3См.: Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 17
1См.: Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / / Пси -хология развития: Хрестоматия. СПб., 2001. С. 68—75.
1См.: Эльконин Д.Б. Психология игры.
2Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 23.
1См.: Эльконин Д.Б. Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3.
2См.: Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» / Под ред. С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Парамоновой, К.В. Тарасовой // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 64—70.
3См.: Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
1См.: Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Избр. психологические произведения. М., 1983. С. 31—64
1См.: Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. С. 137—142.
2Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. С. 157—174.
3См.: Запорожец А.В. Восприятие, движение, действие // Избр. психологические труды: В 2 т. Т. 1. С. 139-142.
4См.: Ветер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгер. М., 1986. С. 5—18
1См.; Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996
2Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 82
3См.: Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 44—51.
4Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. C. 89—100
1Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3
1Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 376-385.
1Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001
2Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. М., 1989. № 1. С. 37-42.
1Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 207-246
1Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1994
2Элъконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. пси-хологические труды. М., 1989. С. 241—251
1Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1996. С. 145—162
1Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
1Психическое развитие младших школьников: экспериментально-психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990; Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996
2Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.
3См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М ., 1998. С. 205—236; Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения.. М., 1999
1Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов
1Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. С. 277
2См.: Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981. Т. 1.
1Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. С. 8-27
2Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С. 75—76
3Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. С. 72—75
1Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. M. 1987. С. 46-55
2Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1985. С. 20—32
1Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999
2Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становле-ния личности. М., 1994. С. 150—158
1Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуша. СПб., 1998. С. 125—127
2Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. С. 152
3Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991
4Шаповаленко И.В. Взаимоотношения поколений в семье // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002. С. 65-120
1Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 6
1Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избр. психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштей-на. М.; Воронеж, 1995. С. 228-244
2Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков /Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. М., 1967
3Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995
4Крайг Г. Психология развития. С. 591—592
1Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: социально-педагогический аспект. Дубна, 2001; Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991
1Мир детства. Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989. С. 96
2Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного разви-тия // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 61—69.
1Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становле-ния личности. С. 165—191.
1Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. С. 148—149.
2См.: Юность //Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Яро-шевского. М., 1990. С. 473-474.
1Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.266
2Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. С.81
1Фелъдштейн Д.И. Психология взросления. М-, 1999
2Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1998. С. 398-400
3Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979. С. 145—155
4См.: Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределе-ния // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43—52
1Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996
2Пряжников Н.С. Престижно-элитарные ориентации в профессиональном са-моопределении старшеклассников// Журнал практического психолога. 1996. № 4. С. 66-73
1Пиаже Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте / / Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. С. 237.
1Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995. С. 250-272
2Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991
3Байтингер О.Е. Переживание будущего как проблемы в ранней юно-сти // Наш проблемный подросток / Под ред. Л.А. Регуша. СПб., 1998. С. 42—49
1Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. С. 155—157.
2Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997. С. 179—195
1Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М., 1998
2Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., 2001. С. 131—141.
1Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации
1Крайг Г. Психология развития. С. 647—653
2Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996
1Маслоу А. Психология бытия. М., 1997
2Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. С. 48
3Олпорт Г. Структура и развитие личности / / Становление личности: Избранные труды. М., 2002. С. 330—354.
4Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969
5Слободчиков В.П., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация психиче-а ского развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38—50
1Цит. по: Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994
1.: Бодалев А.А. Вершина в развитии личности взрослого человека. М., 1998. С. 17.
2Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38—50
3Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990
4Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача, А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой и др. М., 1995.
5Бодалев А.А. О феномене «акме» и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 113-119
1Чудновский В.Э. Пятилетие поиска // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни / Под ред. В.Э. Чудновского. М., 2001. С. 11-22
2Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999
3Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека / / Психоло -гический журнал. 1998. №5.
4Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993. С. 467
1Юнг К. Проблемы Души нашего времени
2Крайг Г. Психология развития. С. 676—679
3Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста
1Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 2000. С. 185
2Там же. С. 186
3Крайг Г. Психология развития. С. 787—788
1Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. № 2. С. 52-60
2Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1980. № 2. С. 3—11
3Ливехуд Б. Человек на пороге. Биографические кризисы и возможности развития. Калуга, 1993. С.11.
1Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Средняя взрос -лость / Под ред. Б.Г. Ананьева. М., 1977
2Канатов А.К. Обучаемость взрослых в различные периоды зрелости // Психология развития. Хрестоматия. СПб., 2001. С. 329—335
1Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / / Психологический жур -нал. 1980. № 2. С. 52-60
2Крайг Г. Психология развития. С. 770—778
1Цит. по: Социальная геронтология: современные исследования: Реферативный сборник. М., 1994. С. 4.
2Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. М., 2002. С. 14
3Козлов А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) // Мир психологии. 1999. № 2. С. 80-96
2Фролькис В.В. Старение и старость // Биология старения. М., 1982. С. 5-21.
3Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляющая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2. С. 96—106
1Краснова О.В. Социальная психология старения как основная составляю- щая социальной геронтологии // Мир психологии. 1999. № 2. С. 133—141
2Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 60-80
3Крайг Г. Психология развития. С. 29
4Давыдовский И.В. Геронтология. М., 1966
5Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М., 1996. С. 31-36
1Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы // Психологический журнал. 1994. № 3. С. 99—105
1Эриксон Э. Детство и общество
2Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996
3Крайг Г. Психология развития. С. 787—788
1Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. С. 54-60
2Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. Калуга, 1994
3Слободников В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. №5. С- 44
4Цит. по: Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. С. 30
5Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 1999. Лето. С. 27—41
1Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2. С. 6—11
2Пряжников Н.С. Личностное самоопределение в преклонном возрасте // Мир психологии. 1999. № 2. С. 111-123.
1Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. С. 44-51
2Там же. С. 46
1Цит. по: Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. С. 50
2Рощак К. Психологические особенности личности в пожилом возрасте: Ав -тореф. дис. М., 1990.
3Шаповаленко И.В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 1999. Лето. С. 27—41
1Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. С. 35-36
2Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. С. 60-70
3Молчанова О.Н. Специфика Я - концепции в позднем возрасте и проблема психологического витаукта // Мир психологии. 1999. № 2. С. 133—141
4Крайг Г. Психология развития. С. 867—872
5Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. С. 131 — 132
1Кон И.С. Ребенок и общество
2Ермолаева М.В. Структура эмоциональных переживаний в старости /./■ Мир психологии. 1999. № 2. С. 123-133
1Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование ди -намики подъемов и спадов на протяжении жизни / / Психологический журнал. 1994. № 1.С. 65-70
2Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. С. 79—104
3Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. С. 42—51
4.Лапп Д. Улучшаем память — в любом возрасте. М., 1993.С. 119—237
1Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1.С. 60-80
Yandex.RTB R-A-252273-3- Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические
- Раздел первый
- Возрастная психология как наука
- § 2. Проблема детерминации психического развития
- § 3. Основные понятия возрастной психологии
- Глава II организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
- § 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
- § 2. Метод наблюдения
- § 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
- § 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование
- § 5. Вспомогательные методы исследования
- Стратегии, методы и схема организации исследования психологии развития и возрастной психологии
- § 6. Схема организации эмпирического исследования
- Раздел второй
- § 2. Начало систематического изучения детского развития
- Теория рекапитуляции с. Холла
- § 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в.
- Глава IV теории детского развития первой трети xXв.: постановка проблемы факторов психического развития
- § 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
- § 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
- Теория созревания а. Гезелла
- Теория трех ступененей к. Бюлера
- § 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
- Теория конвергенции двух факторов в. Штерна
- § 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
- Раздел третий
- Психоанализ 3. Фрейда
- § 2. Психоанализ детства
- § 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей
- Глава VI психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности э. Эриксона
- § 1. Эго-психология э. Эриксона
- § 2. Методы исследования в работах э. Эриксона
- § 3. Основные понятия теории Эриксона
- § 4. Психосоциальные стадии развития личности
- Психосоциальная теория развития личности (эпигенетическая теория жизненного пути личности) э. Эриксона
- Глава VII
- § 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
- Бихевиоризм Дж. Уотсона
- § 3. Оперантное научение
- § 4. Радикальный бихевиоризм б. Скиннера
- Теория оперантного обусловливания б.Ф. Скиннера
- Глава VIII психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
- § 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения
- § 2. Эволюция теории социального научения
- § 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
- Теория социального научения (социально-когнитивная теория) а. Бандуры
- § 4. Диадический принцип изучения детского развития
- § 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
- § 6. Социокультурный подход
- Глава IX психическое развитие как развитие интеллекта: концепция ж. Пиаже
- § 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка ж. Пиаже
- § 2. Ранний этап научного творчества
- § 3, Операциональная концепция интеллекта ж. Пиаже
- Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития.
- Тест на сохранение объема жидкости
- Тест на включение во множество
- Операциональная концепция интеллекта ж. Пиаже
- § 4. Критика основных положений теории ж. Пиаже
- Раздел четвертый
- § 2. Проблема специфики психического развития человека
- § 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
- § 4. Проблема «обучение и развитие»
- Культурно-историческая теория развития психики л.С. Выготского
- § 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
- Две парадигмы в исследовании психического развития
- Глава XI
- § 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах а.С. Выготского
- § 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития д.Б. Элъконина
- § 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
- Раздел пятый онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени
- Глава XII младенчество
- § 1. Новорожденностъ (0—2 месяца) как кризисный период
- § 2. Младенчество как период стабильного развития
- § 3. Развитие общения и речи
- Развитие общения и речи на первом году жизни
- § 4. Развитие восприятия и интеллекта
- Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни
- § 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами
- Развитие двигательной сферы на первом году жизни
- § 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни
- § 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
- Глава XIII раннее детство.
- § 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
- § 2. Развитие предметной деятельности
- § 3. Зарождение новых видов деятельности
- §4. Познавательное развитие ребенка
- § 5. Развитие речи
- § 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
- § 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
- Глава XIV дошкольное детство
- § 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
- §2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
- § 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
- § 4. Познавательное развитие
- § 5. Общение со взрослыми и сверстниками
- §6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
- § 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
- Глава XV младший школьный возраст
- § 1. Социальная ситуация развития психологическая готовность к школьному бучению
- § 2. Адаптация к школе
- § 3. Ведущая деятельность младшего школьника
- § 4. Основные психологические новообразования младшего школьника
- § 5. Кризис отрочества (предподростковый)
- Глава XVI подростковый возраст (отрочество)
- § 1. Социальная ситуация развития
- § 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
- § 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
- § 4. Особенности общения со взрослыми
- § 5. Психологические новообразования подросткового возраста
- § 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
- Глава XVII юность
- § 1. Юность как психологический возраст
- § 2. Социальная ситуация развития
- § 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
- § 4. Интеллектуальное развитие в юности
- § 5. Развитие личности
- § 6. Общение в юности
- Глава XVIII взрослость: молодость и зрелость
- § 1. Взрослость как психологический период
- § 2. Проблема периодизации взрослости
- § 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
- § 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости
- § 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
- Глава XIX взрослость: старение и старость
- § 1. Старость как биосоциопсихологическое явление
- § 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
- § 3. Теории старения и старости
- § 4. Проблема возрастных границ старости
- § 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
- § 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
- § 7. Личностные особенности в старости
- § .8. Познавательная сфера в период старения
- Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте
- Возрастная периодизация психического развития человека