logo
Шаповаленко И

Теория созревания а. Гезелла

Основной предмет исследования

Содержание и темпы психического развития ребенка от рождения до полового созревания

Методы исследования

Наблюдения (в специально оборудованном помещении, с кино- и фоторегистрацией), тесты, опросы родителей; лонгитюд; сравнение развития близнецов, здоровых де­тей и больных

Основные понятия

Созревание, развитие, прирост поведения, последова­тельность развития, скорость роста (развития)

Основные идеи

Зависимость психического развития (всех его компо­нентов — от моторики до личности) от созревания нервной системы, неравномерность темпа психического развития, замедление темпа на протяжении детства. Необходимость контроля за развитием

Факторы развития

Биологический фактор, генетически заданное созревание (преформизм)

Ценное

Внедрение новых методов, методик и оборудования для проведения психологических исследований. Мощная эм­пирическая база. Основательность и тщательность в описании феноменологии детского развития. Привлече­ние внимания к важности процессов созревания. Со­здание нормативов моторного развития

Направления критики

Акцентирование биологической основы развития — «эмпирический эволюционизм» (Л.С. Выготский); аб­солютизация нормативов, перенос данных, полученных на детях среднего класса, на все остальные

Видный австрийский психолог К. Бюлер (1879—1973), рабо­тавший некоторое время в рамках вюрцбургской школы, создал свою концепцию психического развития ребенка. Он намеревался представить весь путь развития от обезьяны до взрослого культур ного человека как восхождение по единой биологической лестнице проанализировать процесс превращения ребенка (существа, по его мнению, пассивного, беспомощного, лишенного всяких душевных движений) — в человека1.

Задача исследования, по Бюлеру, заключалась в том, чтобы найти вечные, основные, независимые от внешних влияний законы развития в чистом виде. По замыслу Бюлера, подходящая форма эксперимента для исследования детского развития в первые годы жизни может быть заимствована из области зоопсихологии. Это «эксперименты над деятельностью», «планомерное использование искусственных ситуаций», по сути, решение детьми задач такого типа, которые предлагал обезьянам В. Келер.

К. Бюлер известен как автор преформистской теории трех ступеней в развитии ребенка. Каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект. Биологический фактор (саморазвитие психики, саморазвертыва-ние) рассматривался им как основной. Бюлер настаивал на биологической обусловленности развития в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчеркивал, что без упражнения природные задатки не раскроются в полной мере.

Инстинкт — низшая ступень развития; наследственный, фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определенных стимулах. Инстинкты у человека — расплывчатые, ослабленные, расщепленные, с большими индивидуальными разли-чиями. Набор готовых инстинктов у ребенка (новорожденного) узок — крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.

Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки) дает возможность приспособиться к раз­личным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и нака­зания, или на успехи и неудачи. Детская игра, по Бюлеру, — естест­венное продолжение игры у животных, возникает на данной стадии.

Интеллект — высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Бюлер всячески подчеркивает «шимпанзеподобность» поведения детей первых лет жизни. Типичное изменение поведения при решении интеллектуальных задач высшими обезьянами и детьми: при предъявлении новой задачи испытуемый демонстрирует волнение и осуществляет беспорядочные пробы. «Ага- реакция», «ага-переживание», мгновенное схватывание сути вещей и отношений трансформирует поведение, которое превращается в спокойное, упорядоченное решение задачи. При повторении ситуа­ции решение находится сразу.

При переходе от одной стадии развития психики к другой разви­ваются и эмоции, причем происходит смещение удовольствия от конца деятельности к началу. Эволюционно раннее соотношение действия и эмоции таково: сначала действие, а потом удовольствие от его результата. Далее действие сопровождается функциональным удовольствием, т.е. удовольствием от самого процесса. И наконец, представление (предвосхищение) удовольствия предшествует собст­венно действию.

Центральным для Бюлера было изучение мышления, роли твор­чества в психическом развитии. Так, он предложил теорию развития речи у ребенка как процесса ее изобретения, придумывания ребен­ком в процессе общения со взрослым.

Таблица 5

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4