logo
Шаповаленко И

§ 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Подросток продолжает оставаться школьником; учебная деятель­ность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отноше­нии отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода — настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них.

Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками3. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспеиментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода — найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников.

У подростков возможность широкого общения со сверстникам определяет привлекательность занятий и интересов. Если подросток не может занять удовлетворяющего его места в системе общения в классе, он «уходит» из школы и психологически, и даже буквально Динамика мотивов общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста: желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе (10—11 лет); мотив занять определенное место в коллективе сверстников (12—13 лет); стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности (14—15 лет).

В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно-личное общение с сверстниками — это деятельность, в которой происходит практи-ческое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики.

Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте решение проблемы успеваемости часто вторично приводит и к гармонизации сферы общения со сверстниками, к повышению самооценки и т.д. В подростничестве только наоборот — снятие напряженности в общении, ослабление личностных проблем может повлечь улучшении успеваемости.

Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д.И. Фельдштейну1. Он считает, что главное значение в психическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая, неоплачиваемая деятельность.

Просоциальная деятельность может быть представлена как учебно-познавательная, производственно-трудовая, организацион­но-общественная, художественная или спортивная, но главное — это ощущение подростком реальной значимости этой деятельности. Содержание деятельности — дело, полезное для людей, для общест­ва; структура задается целями взаимоотношений подростков. Мотив общественно полезной деятельности подростка — быть лично ответ­ственным, самостоятельным.

Общественно полезная деятельность имеется и в младшей шко­ле, но она недостаточно развернута. Отношение к общественно по­лезной деятельности на разных этапах подросткового возраста из­меняется. Между 9 и 10 годами у ребенка появляется стремление к самоутверждению и признанию себя в мире взрослых. Главное для 10 — 11 - летних — получить у других людей оценку своих возможностей. Отсюда их направленность на занятия, похожие на те, которые выполняют взрослые люди, поиск видов деятельности, имеющих ре­альную пользу и получающих общественную оценку. Накопление опыта в разных видах общественно полезной деятельности активи­зирует потребность 12 — 13 - летних в признании их прав, во включе -нии в общество на условиях выполнения определенной, значимой роли. В 14—15 лет подросток стремится проявить свои возможно­сти, занять определенную социальную позицию, что отвечает его потребности в самоопределении. Социально значимую деятельность как ведущий тип деятельности в подростковый период необходимо целенаправленно формировать. Специальная организация, специ­альное построение общественно полезной деятельности предполага­ет выход на новый уровень мотивации, реализацию установки под­ростка на систему «я и общество», развертывание многообразных форм общения, и в том числе высшей формы общения со взрослыми на основе морального сотрудничества.

По мнению Фельдштейна, интимно-личностный и стихийно-групповой характер общения преобладает в том случае, если от­сутствуют возможности осуществления социально значимой и социально одобряемой деятельности, упущены возможности педа­гогической организации общественно полезной деятельности под­ростков.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4