logo
Шаповаленко И

§ 5. Две парадигмы в исследовании психического развития

Современный психолог Л.Ф. Обухова, опираясь на позицию Выгот­ского относительно принципиальных различий «биологизаторско-го», «натуралистического» и культурно-исторического подходов к развитию, настаивает на выделении и существовании двух главных парадигм в исследовании детского развития: естественно­научной и культурно-исторической3. Вслед за Т. Куном она рассматривает понятие «парадигма» как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их реше­ний». Обухова считает, что понятие «парадигма» ориентирует пси­хологов на осознание основополагающих установок психологических школ и направлений, что чрезвычайно важно при сегодняшней от­крытости российской науки, при знакомстве психологов со множе­ством различающихся подходов и концепций.

Естественно - научная парадигма представлена множеством ва­риантов и в истории возрастной психологии, и на современном эта­пе ее развития. Принципиальные натуралистические установки ле­жат в основе таких внешне несходных теорий, как биогенетическая теория, нормативный подход, классический бихевиоризм, теория конвергенции двух факторов, психоаналитическое изучение ребенка, концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже. Возникают но­вые концепции и направления изучения развития, базирующиеся на тех же натуралистических методологических позициях: этологиче-ское, экологическое, инвайронментальное, социокогнитивное и др. В рамках этой парадигмы накоплено множество эмпирических фак­тов о содержании и условиях психического развития, проведены плодотворные исследования, проанализированы основные аспекты человеческой жизни и психики: поведение, интеллект и эмо­ционально-волевая сфера.

Культурно-историческая парадигма, заложенная в работах Л.С. Выготского, продолжена в исследованиях российских психоло­гов А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, В.В. Давыдова, Л.А. Вен-гера, Н.Н. Поддьякова, Н.Ф. Талызиной, Н.Г. Салминой и многих других. Зарубежные последователи теории Л.С. Выготского Дж. Брунер, М. Коул, С. Скрибнер, Р. Ван дер Веер, Дж. Верчи др.

Таблица 14

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4