logo search
Шаповаленко И

§ 1. Юность как психологический возраст

На протяжении истории человечества процесс взросления удлиня­ется по мере роста требований (профессиональных, правовых, нравственных и т.д.), предъявляемых к члену социума, и с учетом возможностей общества нести дополнительные затраты на дли-

тельное содержание и обучение подрастающего поколения. Юно-шеский возраст выделился исторически недавно, а универсальный феноменом, охватывающим и мальчиков, и девочек, все слои об-щества, стал только с конца XIX в., с развитием индустриализации и урбанизации1. Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность — oт носительно самостоятельный период жизни, имеющий собствен-ную ценность.

Хронологические границы юношества определяются в психолс-гйи по-разному. Граница между подростковым и юношеским воз-растом достаточно условна, и в одних схемах периодизации (пре-имущественно в западной психологии) возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, а в других — отно-сят к юности.

Верхняя граница периода юности еще более размыта, поскольку исторически и социально обусловлена и индивидуально изменчива. Почему так трудно определить момент пересечения границы взрослости?

Сам термин «взрослость» многозначен. Биологическая взрослость определяется достижением половой зрелости, способностью деторождению; социальная — экономической независимостью принятием ролей взрослого человека, понятие психологической взрослости связывают со зрелой личностной идентичностью. Критерием достижения взрослости (взросления) в человеческом обществе становится овладение культурой, системой знаний, ценностей норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда.

Трактовка юности как периода онтогенетического развития за висит от принципиальных установок авторов того или иного под-хода.

Биогенетические теории полагают, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные стороны развития, рассматривают юность прежде всего как этап развития организма характеризующийся мощным ростом различных способностей и функций и достижениями наивысшего уровня.

Психоаналитические теории (3. Фрейд, А. Фрейд) видят в юности определенный этап психосексуального развития, когда при-ток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован защитными механизмами Я. Борьба тенденций со стороны Оно и Я проявляется в возрастающем беспокойстве и увеличении конфликт­ных ситуаций, которые постепенно, по мере установления новой гармонии Я и Оно, преодолеваются.

В противоположность психоанализу, Э. Шпрангер считал, что в юности происходит врастание индивида в культуру, «в объективный и нормативный дух данной эпохи».

В психосоциальной теории Э. Эриксона в период подростниче­ства и юности должна быть решена центральная задача достижения идентичности, создания непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов (ролей, партнеров, групп об­щения и т.п.).

Социологические теории юности рассматривают ее прежде всего как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества.

Психологические теории придают важнейшее значение субъек­тивной стороне, характерным чертам внутреннего мира и самосоз­нания взрослеющего индивида, его вкладу как активного творца собственного взросления. Разнообразие индивидуальных вариантов перехода к взрослости привело к тому, что в последние десятилетия исследователи все чаще используют понятие задачи развития. В первую очередь они были сформулированы в области юношеской психологии. Решение возрастных задач определяется как появление способности человека решать те или иные проблемы.

Так, Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрас­тные задачи1:

— принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать (в труде, спорте и т.д.);

— усвоение мужской или женской роли (складывание индивиду­альной структуры своего тендерного поведения, своего «образа» тендерной роли, внутренней позиции мужчины или женщины; на­пример, для девушки это может быть образ «тургеневской девуш­ки», «своей в доску» девчонки или «роковой красавицы»);

— установление новых и более зрелых отношений со сверстника­ми обоих полов;

— завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;

— подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии (в вузе или непосредственно на рабочем месте, и даже еще в школе — при дифференцированном отношении к разным учебным предметам, при посещении подготовительных курсов);

— подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную

с партнерством и семьей;

— формирование социально ответственного поведения, гражданской активности (в том числе политической, идеологической экологической и т.д.);

— построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководства для поведения.

Задачи развития включают ориентировку и определение своего места во взрослом мире, принятие и освоение социальных ролей. разрешение ролевых конфликтов, дальнейшее совершенствование стратегий преодоления трудностей. Некоторые из этих задач в большей степени характерны для первого периода взросления, для под-ростничества, другие — именно для юности.

В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания2. Наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).