logo search
Шаповаленко И

§ 1. Взрослость как психологический период

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогене­за (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

— ранняя взрослость (молодость),

— средняя взрослость,

— поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность дос­тижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости1:

— новый характер развития, теперь в меньшей степени связан­ный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенство­ванием;

— способность реагировать на изменения и успешно приспосаб­ливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

— преодоление зависимости и способность брать ответствен­ность за себя и других;

— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надеж­ность, честность и умение сострадать и др.);

— оциальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зре­лость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осущест­виться тенденция к достижению наивысшего уровня развития ин­теллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состоя­ние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершения дея­ний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождест­венным самому себе2. Главные линии развития человека средних лет — это генеративность, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность — стремле­ние стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным дру-гом, опорой близким.

Работа и забота — добродетели зрелых людей. Если личность оказывается «успокоенной» в каком-либо отношении, то начинается застой и деградация, которые проявляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жалости к себе, в потакании сво-им прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоен-ностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Род-жерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореали­зации, самоактуализации взрослого человека.

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди не oгpaничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) по-требностей, но привержены высшим, предельным, бытийным ценностям, среди которых истина, красота, добро. Они стремятся достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня). На основе анализа биографий ряда самоактуализирующихся лично-стей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества: более эффективное восприятие действительности и более комфорт-ные взаимоотношения с ней; принятие себя, других и природы: спонтанность; сосредоточенность на проблеме; отстраненность (как потребность в уединении и самодостаточности); независимость oт культуры и окружения; постоянная свежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения; демократический характер; нравственная убежденность; невраждебное чувство юмора; креативность. Чтобы совершенствоваться, продвигаться в направлении самоактуализации, нужно помнить прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упор-ного труда над собой:

— необходимо стремиться самозабвенно отдаваться пережива-ниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрации позы, маски, психологической защиты;

— в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к личностному росту, через преодоление страха и стремления к безопасности;

— прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможность проявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вроде доверия своему собственному вкусу при оценке кушанья или напитка);

— быть честным с самим собой и принимать на себя ответственностъ; не бояться не понравиться другим людям;

— необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (как бы ни было это болезненно) от психологических защит, понять свои потенциальные возможности и желания1.

Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Ионы, который представляет собой «бо­язнь собственного величия», «уклонение от своего предназначе­ния», «бегство от своих талантов»: «Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого сло­ва, лучше, чем вы можете себе представить»2.

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономии ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполне осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующей­ся личности в виде следующего перечня черт:

1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;

2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении к другим;

3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности (принятие себя, самоконтроль);

4) реалистическое восприятие действительности и активность в действиях;

5) самообъективация (самопонимание), привнесение своего внутреннего опыта в актуально переживаемую ситуацию и чувство юмора;

6) «философия жизни», которая упорядочивает, систематизи­рует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни3.

Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста — сравни­тельно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психологического познания. С одной сто­роны, она оттеснена подходами генетической психологии, для кото­рой зрелость выступает лишь как продукт и своего рода финал индивидуально-психического развития человека. С другой стороны, геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредо­точены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за послед­нее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере ин­теллекта и личности современного человека, что привело к расшире­нию диапазона зрелости — с точки зрения ее продолжительности и потенциала4.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные! социальные и психологические задачи развития именно этого пе-vi риода.

В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой! ступени взрослости (17—42 года) состоит в индивидуализациий системы общественных ценностей и идеалов соответственно личностной позиции человека, который становится субъектом обществен­ных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического развития, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».

Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализация — полагается как потенциальная возможность достижения высшего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще-сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей5.