logo search
Шаповаленко И

§ 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтье­ва ведущей деятельностью в юности признается учебно-про­фессиональная деятельность. Несмотря на то, что во мно­гих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направ­ленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятель­ностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.). В других случаях юно­ши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, техниче­ских лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте харак­тер развития определяют труд и учение как основные виды дея­тельности1.

Другие психологи говорят о профессиональном само­определении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, ибо это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в действительности. В старших классах формируется психологическая готовность к самоопреде­лению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психоло­гических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем2.

Содержание психологической готовности к самоопреде­лению :

— сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданско­го мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

— развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена общества, потребность в общении, по­требность в труде, нравственные установки, ценностные ориента­ции, временные перспективы);

— становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

Большинство исследователей рассматривают профессиональ­ное самоопределение как процесс, развернутый во времени. Про­фессиональное самоопределение — это многомерный и многосту­пенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс лич­ных предпочтений и склонностей и существующей системы разде­ления труда.

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как некоторый «стоп-кадр» процесса развития. Сделанный профессио­нальный выбор не сужает возможности: приобретаемый на избран­ном пути опыт изменяет картину дальнейших возможностей выбора человека и направление его дальнейшего развития, открывает для него новый, ранее недоступный мир.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопреде­ление составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его3. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхож­дения в общество. Выбор профессии фактически означает проеци­рование в будущее определенной социальной позиции4.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При таком понима­нии профессиональное самоопределение — это процесс чередую­щихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути про­фессионального развития личности.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются пред­ставления о ряде профессий. Информированность о профессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказыва­ют влияние на профессиональное самоопределение молодых людей. Чем старше юноша, тем настоятельнее необходимость выбора.

Решение о выборе профессии принимается в течение несколь­ких лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического выбо­ра (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет свя­зывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцириванного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интере­сов и склонностей. По мере интеллектуального развития подрос­ток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях — стадия пробного выбора (до 16 — 19 лет). Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множе­ства вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реаль­ных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) вклю­чает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Опыт изучения проблемы профессионального самоопределения обобщен Н.С. Пряжниковым1. В разработанной им содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения цен­тром признается ценностно-нравственный аспект, развитие само­сознания (развитая рефлексия, самопознание) и потребность в профессиональной компетентности. Основу профессионального са­моопределения составляют следующие психологические факторы:

— осознание ценности общественно полезного труда,

— общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране,

— осознание необходимости общей и профессиональной подго­товки для полноценного самоопределения и самореализации,

— общая ориентировка в мире профессионального труда,

— выделение дальней профессиональной цели (мечты),

— согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми),

— знание о выбираемых целях,

— знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели, и др.

Одной из особенностей самоопределения современных подростков является ориентация на престижность профессий, на элитность, на «самое лучшее» в том смысле, как это субъективно понимается ими самими. Подростки и молодежь часто бывают захвачены идеей быстрой карьеры, блистательного и стремительного успеха, богатства. Пряжников говорит об опасности изощренной манипуляции, основанной на «лучших» конформистских традициях, когда с помощью искусных средств массовой информации и так называемого общественного мнения формируется основа для профессионального и личностного выбора конкретного человека, что подрывает самую суть самоопределения. Помощь молодому человеку со стороны общества и взрослых необходима, но в виде «разумной и неманипуля-тивной корректировки профессионального выбора, основанной не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у самоопределяющегося подростка самой способности осознанно и самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы и при необходимости своевременно корректировать их»2.