logo search
Шаповаленко И

§ 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости

Известный швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в. называл взрослость «психической окаменелостью», настаивая на прекращении развития в этом периоде.

Комплексное исследование психофизиологической эволюции взрослого человека от 18 до 35 лет, проведенное в 1960 г. под ру­ководством Б.Г. Ананьева, убедительно показало, что понятие воз­растной изменчивости психофизиологических характеристик приложимо к человеку на всем диапазоне взрослости1. Позднее исследование возрастной динамики внимания, мышления и памяти было продолжено вплоть до 60 лет.

Выявлены следующие особенности механизмов развития психических функций:

— Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза — фронтальный прогресс в развитии функций — наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза — специализация психофизиологических функций — начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства.

— Сложная, противоречивая структура развития психофизиоло­гических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных способностей. Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психи­ческим функциям, таким, как вербальный и невербальный интел­лект, память.

Гетерохронностъ (неравномерность) развития — несов­падающий темп развития и уровней достижений человека как инди­вида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каж­дой из сторон в отдельности.

Динамика познавательных функций. На протяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяется структура их соотношения.

Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс). Характер­ны конструктивные, положительные сдвиги — «пики», или «оптимумы», внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаружи­вается большее число оптимумов в развитии мышления и памяти. Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления.

Стабилизация наблюдается в микропериод 33—35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы ин­теллектуальной деятельности человека. В период 30—33 года наблю­дается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое сни­жается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей ме­жду функциями. В микропериод 41—50 лет отмечается статистически значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с 36—40 годами.

Средний максимум творческой активности для многих специ­альностей наблюдается в 35—39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафикси­рован до 30—34-летнего возраста; у геологов, медиков — в 35— 39 лет, а для философии, психологии, политики — несколько позже, между 40 и 55 годами.

Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых2. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, жела­ние не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается на уровне развития образного мышления. Установка на совершен­ствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствуют развитию пре­имущественно вербально-логического мышления, а также образно­го и практического.

В микропериод 51—55 лет, еще в большей степени, чем в пре­дыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют актив­ные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том чис­ле и в досуговой деятельности.

Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне-специальное или др.); обра­зование как процесс, индивидуальная и организованная познава­тельная активность; вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потреб­ность в умственном напряжении) и др.

Помимо сохранения, происходит качественное преобразо­вание структуры интеллекта взрослого человека. Домини­рующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта — способность само­му ставить проблемы, достойные иногда усилий многих по­колений. Новое решение старых задач обнаруживается в более ши­роком контексте отношения к себе с позиций общества, судеб человечества, характеризуется способностью к собственным сужде­ниям и умением выбирать линию поведения, т.е. развитой индиви­дуальностью1.

Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции. Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, т.е. специализация функции поддерживает ее общий уровень.

Современные исследования, в том числе лонгитюдные, доказали, что когнитивное развитие у взрослых не заканчивается, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие именно способности взрослых изменяются и каким образом. Чтобы охарактеризовать когнитивное развитие после юности, одни теоретики используют понятия «диалектическое» мышление и самостоятельно вы~ бранная позиция и ответственность, подразумевая качественную перестройку интеллекта. Под диалектической стадией в развитии мышления понимается способность обдумывания противоположных мыслей и синтезирование или интегрирование их, интеграции идеального и реального. Другие исследователи говорят о постепенном совершенствовании и гибком использовании ин-теллекта для решения все более сложных задач на разных воз-растных этапах, о способности суждения и рассуждения, о разви-вающихся смысловых системах, приобретающих индивидуальный характер, и т.п.2

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. В чем сложность определения понятия «взрослость»?

2. Каковы критерии достижения взрослости как психологического возрас­та?

3. Сравните различные теоретические подходы к пониманию взрослости.

4. В чем состоит специфика социальной ситуации развития в период зрелости?

5. Выскажите вашу точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями психологов.

6. Охарактеризуйте феномен акме и его значение для психологии развития.

7. Поразмышляйте над проблемой соотношения возрастного (норматив-ного), внутриличностного и социального кризисов в жизни взрослого человека.

8. Какие пути преодоления возрастных кризисов предлагаются как наибо-лее перспективные?

ЗАДАНИЕ 1

Обсудите с родителями, со знакомыми старше 35 — 40 лет проблему воз­растных кризисов, обратившись к их субъективному опыту. Предвари­тельно продумайте те вопросы, которые целесообразно задать, и их так­тичную форму. Оцените полученную информацию с точки зрения остроты проблем, их осознанности самим субъектом и «проявленности» для окру­жающих.

ЗАДАНИЕ 2

Проанализируйте данный отрывок, обращая специальное внимание на:

— особенности переживания героем кризиса середины жизни;

— поиски им путей преодоления кризисных явлений.

«.. .Но Денисов знал, что он и сам не подарочек — с прокуренным своим пиджаком, с тяжелыми мыслями, с ночным сердцебиением, с предрассветным страхом — умереть и быть забытым, стереться из людской памяти, бесследно рассеяться в воздухе.

До половины пройдена земная жизнь, впереди вторая половина, худшая. Вот так прошелестит Денисов по земле и уйдет, и никто-то его не помянет! Каждый день помирают Петровы и Ивановы, их простые фамилии высекают на мраморе. Почему бы и Денисову не задержаться на какой-нибудь доске, почему не украсить своим профилем Орехово-Борисово? «В этом доме проживаю я...» Вот он женится на Лоре и помрет — она же не решится обратиться туда, где это решают, увековечивать, нет ли... «Товарищи, увековечьте моего четвертого мужа, а? Ну, това-арищи...» «Хо-хо-хо...» Ну в самом деле, кто он такой? Ничего не сочинил, не пропел, не вы­стрелил. Ничего нового не открыл и именем своим не назвал. Да ведь и то сказать, все уже открыто, перечислено и поименовано, все, и живое и мертвое, от тараканов до комет, от сырной плесени до спиральных рукавов заумных туманностей. Вон какой-нибудь вирус — дрянь, дешевка, от него и курица не чихнет, так нет, уже пой­ман, назван, усыновлен парочкой ученых немцев — смотри сегодняшнюю газету. Призадумаешься — как они его делят на двоих? Небось разыскали его, завалящее та­кое дрянцо, в немытом стакане и обмерли от счастья — и ну толкаться, кричать: «Мое!» — «Нет, мое!» Разбили очки, порвали подтяжки, отмутузили друг друга, за­пыхались, присели со стаканом на диван, обнялись: «Давай, брат, пополам!» — «Давай, что уж с тобой поделаешь...»

<...> Пробовал Денисов изобретать — не изобреталось, пробовал сочинять сти­хи — не сочинялось, начал было труд о невозможности существования Австралии: сварил себе крепкого кофе и засел на всю ночь к столу. Работал хорошо, с подъемом, а под утро перечел — и порвал, и плакал без слез, и лег спать в носках. Вскоре после этого он и повстречал Лору, и был пригрет и выслушан, и многажды утешен как у себя в Орехове-Борисове, где на них, конечно, пролился золотым дождем капитан, опять отдраивший кингстоны, так и в ее безалаберной квартирке, где всю ночь в ко­ридоре что-то шуршало» (Толстая Т.Н. Сомнамбула в тумане // Любишь — не лю­бишь: Рассказы. М., 1997. С. 331, 333).

Дополнительная литература:

Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. М., 2002.

Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, пре­образование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. 20-2281

Анциферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 6—19.

Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

Боровинская Л.В., Фролов Ю.И. Кризис 30 лет и модели поведения женщин //Психология зрелости и старения. 2001. № 6.

Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис // Психологический журнал. 1995. №3. С. 90-101.

Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 лет) / Под ред. И.Я. Петрова. М., 1978.

Гамезо М.В. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.

Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996. Коулмен В. Внутренняя сила. СПб., 1997

Ньюмен Ю., Ньюмен Б. Различия между детством и взрослостью: идентификацион­ная граница. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн., 2000.

Самоукина Н.В. Парадоксы любви и брака. М., 1998.

Самоукина Н.В. Психология материнства // Прикладная психология. 1998. № 6.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.

Собольников В.В. Психология развития зрелой личности в особых условиях. Новосибирск, 1998.

Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1999. № 5

Фонтана Д. Как справиться со стрессом. —

Перри Г. Как справиться с кризисом. —

Брум А., Джеллико X. Как жить с вашей болью. М., 1995.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М., 1997.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

Шайе К.У. Интеллектуальное развитие взрослых // Психологический журнал. 1998. № 6. С. 72-87.