§ 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55—65 лет. Содержание его в психологии представлено весьма смутно и мозаично. Метафорические описания («юность старости», «возраст увядания», «крутой поворот психической жизни», «борьба с собственным закатом» и т.п.) соседствуют с указанием на конкретные факторы, которые могут быть рассмотрены как причина кризиса.
Так, иногда кризис старшего возраста называют предпенсионным, тем самым выделяя в качестве главнейшей детерминанты такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста или выход на пенсию. Действительно, на современном историческом этапе «объективной меткой», маркерным событием начала периода старости служит наступление официального пенсионного возраста. Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки».
Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы. Так, расставание с тяжелой физической работой или нелюбимым профессиональным занятием может пройти совершенно безболезненно, даже радостно, как освобождение и возможность заняться чем-то другим, более приятным.
Л.И. Анцыферова делает вывод о том, что по совокупности характеристик (уровень активности, стратегии совладения с трудностями, отношение к миру и себе, удовлетворенность жизнью) можно различить два основных личностных типа пожилых людей1. Пожилые люди первого типа мужественно переживают уход на пенсию, переключаются на занятие новым интересным делом, склонны устанавливать новые дружеские связи, сохраняют способность контролировать свое окружение. Все это ведет к переживанию ими чувства удовлетворенности жизнью и даже увеличивает ее продолжительность. Пожилые люди второго типа характеризуются как пассивно относящиеся к жизни, испытывающие отчуждение со стороны окружающих. У них наблюдается сужение круга интересов, снижение показателей интеллекта по тестам, потеря уважения к себе, ощущение ненужности и личностной неадекватности.
Наиболее результативной стратегией смягчения кризисной ситуации отставки признана техника «антиципирующего сов-ладания». Выработка психологической готовности к новой социальной позиции включает предварительное планирование свободного времени, поиск нового жизненного уклада, новых путей включения в общество, предвидение негативных состояний и событий; стремление воспринять «отставку» в позитивном плане как освобождение деятельности от жестких ограничений по содержанию и времени, как переход в более свободное пространство, позволяющее проявиться новым способностям человека. Противодействие социальному старению — сложный процесс обдумывания своей жизни и соответствующей деятельности, заблаговременное планирование жизни после прекращения профессиональной деятельности.
Другая точка зрения на кризис перехода к старости состоит в том, что это прежде всего кризис идентичности, внутрилич-ностный кризис. Его предпосылки связаны с тем, что приметы старения, как правило, раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом. Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия «неизменности» самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием старости, сравнивают с подростковым (там тоже есть задача выработки нового отношения к своему изменившемуся телу), но кризис в позднем возрасте гораздо болезненнее.
«Мир конечен, мир искривлен, мир замкнут, и замкнут он на Василии Михайловиче.
В шестьдесят-то лет шуба тяжела, ступени круты, а сердце днем и ночью с тобой. Шел себе и шел, с горки на горку, мимо сияющих озер, мимо светлых островов, над головой — белые птицы, под ногами — пестрые змеи, а пришел вот сюда, а очутился вот здесь; сумрачно тут и глухо, и воротник душит, и хрипло ходит кровь. Здесь — шестьдесят.
Все это, все уже. Трава тут не растет. Земля промерзла, дорога узка и камениста, а впереди светится только одна надпись: выход.
И Василий Михайлович был не согласен» (Толстая Т.Н. Круг // Любишь — не любишь: Рассказы. М., 1997. С. S3).
Старость в концепции Э. Эриксона знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути1. Референтное окружение для человека старшего возраста, по мнению Э. Эриксона, — «человечество», «люди моего типа». Основные модальности поведения — «быть тем, кем стал», «сознавать, что когда-нибудь перестанешь существовать». Сущность психосоциального кризиса личности в старости — это достижение целостности Эго. Возможность «успешного» перехода в старший психологический возраст Эриксон связы-вает с позитивным разрешением предыдущих возрастных кризисов. Цельность личности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Мудрость определяется Эриксоном как определенное состояние духа, как взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений. Мудрость представляет собой высшее достижение возраста старости. Разрешение финального кризиса требует углубленной внутренней работы, поисков, а не смирения и пассивности в принятии неизбежного конца. Если же человек ощущает, что не. достиг тех целей, к которым стремился, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, ощущение безысходности, отчаяние. Разрешение кризиса идентичности конца жизни может быть зафиксировано в словах: «Я есть то, что меня переживет»2.
Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, утверждал, что человеку необходимо преодолеть три подкризиса (или разрешить три конфликта), чтобы чувство цельности (полноценности) полностью сложилось3.
1. Переоценка собственного Я помимо профессиональной роли или какой-то другой социальной роли. Надо суметь перейти к новому рассмотрению себя, своей уникальности не через призму одной роли (профессионала или родителя), а с других по -зиций.
В связи с этим вспоминается восьмидесятилетний мужчина, который в опроснике «Кто Я?» все десять определений дал, исходя из уже оставшейся позади профессиональной деятельности: «Я — бывший инженер; бывший завотделом; тот, кто проработал 40 лет на одном месте» и т.д.
2. Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выработка необходимого «равнодушия», терпимости. Успешное старение возможно, если человек сможет приспособиться к неизбежному физическому дискомфорту или найдет такое занятие, которое поможет ему отвлечься.
Как утверждал один из современных сатириков, здоровье после 50 лет — это когда каждый день болит в другом месте.
3. Преодоление озабоченности перспективой близкой смерти, принятие мысли о смерти без ужаса, продление собственной жизненной линии через участие в делах молодого поколения.
По данным Н.Ф. Шахматова, многие пожилые люди, хотя и не проявляют глубокого интереса к вопросам смерти, но и не испытывают травмирующих переживаний от беседы на эту тему (конечно, при условии соблюдения такта и осторожности). Обычными ответами на вопросы соответствующего рода были: «Стараюсь не думать и не думаю о смерти», «Зачем думать о ней, какой в этом прок», «Боюсь не смерти, а физических страданий, которые могут ей сопутствовать»1.
Ролевая переориентация пожилого человека сочетается с необходимостью научиться уступать более молодым лидерские позиции в семье и профессиональной деятельности. Об этом писал Б. Ливехуд, связывая преодоление кризиса пожилого возраста с открытием новых смыслов жизни, духовных ценностей. Тогда и наблюдение за молодыми, входящими в период наивысших достижений, принесет человеку радость, а не зависть и стремление вставить палки в колеса2.
В интегральной периодизации общего психического развития В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман старость рассматривается как пятая, завершающая ступень развития — «универсализация»3. Уни- версализация понимается как выход за пределы индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, эк-зистенциальных ценностей. Особые направления деятельности — работа по завершению того, что может быть завершено, и по приня- тию незавершенности (несовершенства) себя и мира. Характерным становится добровольный отказ от инициативности как нетерпели- вого побуждения событий несвоевременных.
В приведенной периодизации норма психического развития по-нимается как указание на высшие возможности, на вершинные дос-тижения данного возраста. Чем старше возраст, тем реже в реаль- ной жизни человека обнаруживается совокупность возрастных характеристик, введенных в схему периодизации. В этом смысле примерами нормы авторы считают лишь редчайшие уникальные биографии людей, про которых говорят: «Человек на все времена! » Это жития святых, жизнь А. Швейцера, Я. Корчака, А. Сахарова, т.е. людей, сменивших заслуженную славу профессионалов на безвестное служение общечеловеческим ценностям. В личных биографиях большинства людей — множество примеров несоответствия нормативному развитию, примеров остановки, регресса, выхода на уровень обыденного функционирования.
«Каждый период жизни имеет свой собственный смысл, свою собственную задачу. Найти их и себя в них является одной из важнейших задач приспособления к жизни»,- — писал Э. Штерн4.
Возрастные задачи развития в период старости могут быть суммированы следующим образом:
— адаптация к возрастным изменениям — телесным, психофизиологическим;
— адекватное восприятие старости (противостояние негативным стереотипам);
— разумное распределение времени и целенаправленное использование оставшихся лет жизни;
— ролевая переориентация, отказ от старых и поиск новых ролевых позиций;
— противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;
— стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения;
— стремление к внутренней целостности и осмыслению прожитой жизни.
- Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические
- Раздел первый
- Возрастная психология как наука
- § 2. Проблема детерминации психического развития
- § 3. Основные понятия возрастной психологии
- Глава II организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
- § 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
- § 2. Метод наблюдения
- § 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования
- § 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование
- § 5. Вспомогательные методы исследования
- Стратегии, методы и схема организации исследования психологии развития и возрастной психологии
- § 6. Схема организации эмпирического исследования
- Раздел второй
- § 2. Начало систематического изучения детского развития
- Теория рекапитуляции с. Холла
- § 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в.
- Глава IV теории детского развития первой трети xXв.: постановка проблемы факторов психического развития
- § 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии
- § 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
- Теория созревания а. Гезелла
- Теория трех ступененей к. Бюлера
- § 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
- Теория конвергенции двух факторов в. Штерна
- § 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды
- Раздел третий
- Психоанализ 3. Фрейда
- § 2. Психоанализ детства
- § 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей
- Глава VI психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности э. Эриксона
- § 1. Эго-психология э. Эриксона
- § 2. Методы исследования в работах э. Эриксона
- § 3. Основные понятия теории Эриксона
- § 4. Психосоциальные стадии развития личности
- Психосоциальная теория развития личности (эпигенетическая теория жизненного пути личности) э. Эриксона
- Глава VII
- § 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона
- Бихевиоризм Дж. Уотсона
- § 3. Оперантное научение
- § 4. Радикальный бихевиоризм б. Скиннера
- Теория оперантного обусловливания б.Ф. Скиннера
- Глава VIII психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения
- § 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения
- § 2. Эволюция теории социального научения
- § 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание
- Теория социального научения (социально-когнитивная теория) а. Бандуры
- § 4. Диадический принцип изучения детского развития
- § 5. Изменение представлений о психологической природе ребенка
- § 6. Социокультурный подход
- Глава IX психическое развитие как развитие интеллекта: концепция ж. Пиаже
- § 1. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка ж. Пиаже
- § 2. Ранний этап научного творчества
- § 3, Операциональная концепция интеллекта ж. Пиаже
- Развитие интеллекта человека: периоды и стадии развития.
- Тест на сохранение объема жидкости
- Тест на включение во множество
- Операциональная концепция интеллекта ж. Пиаже
- § 4. Критика основных положений теории ж. Пиаже
- Раздел четвертый
- § 2. Проблема специфики психического развития человека
- § 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека
- § 4. Проблема «обучение и развитие»
- Культурно-историческая теория развития психики л.С. Выготского
- § 5. Две парадигмы в исследовании психического развития
- Две парадигмы в исследовании психического развития
- Глава XI
- § 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах а.С. Выготского
- § 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития д.Б. Элъконина
- § 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития
- Раздел пятый онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени
- Глава XII младенчество
- § 1. Новорожденностъ (0—2 месяца) как кризисный период
- § 2. Младенчество как период стабильного развития
- § 3. Развитие общения и речи
- Развитие общения и речи на первом году жизни
- § 4. Развитие восприятия и интеллекта
- Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни
- § 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами
- Развитие двигательной сферы на первом году жизни
- § 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни
- § 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года
- Глава XIII раннее детство.
- § 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым
- § 2. Развитие предметной деятельности
- § 3. Зарождение новых видов деятельности
- §4. Познавательное развитие ребенка
- § 5. Развитие речи
- § 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве
- § 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет
- Глава XIV дошкольное детство
- § 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
- §2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста
- § 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)
- § 4. Познавательное развитие
- § 5. Общение со взрослыми и сверстниками
- §6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие
- § 7. Характеристика кризиса дошкольного детства
- Глава XV младший школьный возраст
- § 1. Социальная ситуация развития психологическая готовность к школьному бучению
- § 2. Адаптация к школе
- § 3. Ведущая деятельность младшего школьника
- § 4. Основные психологические новообразования младшего школьника
- § 5. Кризис отрочества (предподростковый)
- Глава XVI подростковый возраст (отрочество)
- § 1. Социальная ситуация развития
- § 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте
- § 3. Специфические особенности психики и поведения подростков
- § 4. Особенности общения со взрослыми
- § 5. Психологические новообразования подросткового возраста
- § 6. Развитие личности и кризис перехода к юности
- Глава XVII юность
- § 1. Юность как психологический возраст
- § 2. Социальная ситуация развития
- § 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте
- § 4. Интеллектуальное развитие в юности
- § 5. Развитие личности
- § 6. Общение в юности
- Глава XVIII взрослость: молодость и зрелость
- § 1. Взрослость как психологический период
- § 2. Проблема периодизации взрослости
- § 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости
- § 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости
- § 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости
- Глава XIX взрослость: старение и старость
- § 1. Старость как биосоциопсихологическое явление
- § 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
- § 3. Теории старения и старости
- § 4. Проблема возрастных границ старости
- § 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости
- § 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости
- § 7. Личностные особенности в старости
- § .8. Познавательная сфера в период старения
- Способы компенсации когнитивных и мнемических трудностей в пожилом возрасте
- Возрастная периодизация психического развития человека