logo search
Шаповаленко И

§ 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии

Среди психологов, активно занимавшихся проблемами детского развития в первые десятилетия XX в., наиболее известны А. Бине, Э. Мейман, Д. Селли, Э. Клапаред, В. Штерн, А. Гезелл и некото­рые другие1.

Английский ученый Дж. Селли рассматривал становление пси­хики человека с позиций ассоциативного подхода. Он выделял ум, чувства и волю ка,к основные составляющие психики. Значение его работ для практики детского воспитания состояло в определении со­держания первых ассоциаций ребенка и последовательности их воз­никновения.

М. Монтессори, последовательница Селли, опираясь на его вы­воды, разработала систему познавательного развития детей до­школьного возраста2. Она исходила из представления, что существу­ют внутренние импульсы детского развития, которые нужно познать и учитывать при обучении детей. Необходимо предоставить ребенку возможность самому овладевать теми знаниями, к которым он предрасположен в данное время — период чувствительности (к порядку, к деталям, к владению руками и т.д.). М. Монтессори придавала особое значение упражнениям, направленным на трени­ровку разнообразных ощущений и движений, на их постепенное ус­ложнение, совершенствование и осознание, что приводит к прогрес­су мышления. Идеи Монтессори относительно организации воспи­тания и обучения дошкольников оказались весьма плодотворны, и в настоящее время в России по этим принципам работают некоторые детские сады или группы.

Немецкий психолог и педагог Э. Мейман также основное вни­мание уделял проблемам познавательного развития детей и разра­ботке методологических основ обучения. В предложенной Мейманом периодизации умственного развития (до 16-летнего возраста) выделены три стадии: стадия фантастического синтеза; анализа; стадия рассудочного синтеза.

В организованной при лаборатории Меймана эксперименталь­ной школе разрабатывались методы предварительной диагностики детей, апробировались различные программы обучения и критерии формирования классов (например, по уровню интеллекта, по инте­ресам, по стилю взаимодействия с учителем).

Швейцарский психолог Э. Клапаред выступил с критикой река-питуляционных представлений Холла, отмечая, что филогенез и он­тогенез психики имеют общую логику и это приводит к определен­ному сходству рядов развития, но не означает их тождества. Клапаред считал, что стадии развития детской психики не предо­пределены инстинктивно; он развивал идею саморазвертывания за­датков при помощи механизмов подражания и игры. Внешние фак­торы (например, обучение) влияют на развитие, определяя его направление и ускоряя темп.

Психическое развитие Клапаред приравнивал к развитию мышления и выделял четыре этапа, ориентируясь на изменение типа мышления. На первом этапе (до 2 лет) происходит преимуществен­но формирование восприятия, схватывание внешнего вида предме­тов; на втором этапе (от 2 до 3 лет) — словесном — усваиваются названия предметов; на третьем (от 3 до 7 лет) складывается собст­венно мышление, общие умственные интересы ребенка; на четвер­том (от 7 до-12 лет) формируются специальные интересы и прояв­ляются индивидуальные склонности индивида.

Работы Э. Меймана и Э. Клапареда заложили основы детской возрастной психологии, определив предмет, очертив круг специфи­ческих задач и проблем. Развитие детской психологии, педологии, педагогики требовало разработки новых достоверных и объективных методов изучения психического развития детей, в первую очередь познавательного.

Французский психолог А. Бине стал основателем тестологического и нормативного направления в детской психологии. Бине экспериментально исследовал этапы развития мышления у детей, ставя перед ними задачи на определение понятий (что такое «стул», что такое «лошадь» и т.д.). Обобщив ответы детей разных возрастов (от 3 до 7 лет), он обнаружил три стадии в развитии детских поня­тий — стадию перечислений, стадию описания и стадию интерпре­тации. Каждая стадия соотносилась с определенным возрастом, и Бине сделал вывод о существовании определенных нормативов ин­теллектуального развития3.

По заказу министерства просвещения Бине разработал метод выделения детей, отстающих в развитии от нормы и, следовательно, нуждающихся в обучении во вспомогательной школе. Позже им были созданы тесты для общей диагностики интеллектуального развития детей от 3 до 18 лет. Для каждого возраста Бине подо­брал подходящие задания, исследующие разные стороны интел­лектуального развития, с вариациями по степени сложности. В них вошли задания на проверку словарного запаса, счета, па­мяти, общей осведомленности, пространственной ориентации, ло­гического мышления и т.д. По замыслу Бине, задания должны быть рассчитаны на минимальный опыт, который имеется у всех детей этого возраста. Только так в равных условиях диагностики окажутся дети с высокими врожденными интеллектуальными предпосылками, «способные», но не имевшие специального обу­чения, и дети «обученные». При помощи специальной шкалы, сконструированной учеником Бине Т. Симоном, рассчитывался так называемый умственный возраст ребенка (уровень развития мышления).

Позднее для более точной диагностики немецкий психолог В. Штерн предложил ввести коэффициент интеллекта (IQ). Бине исходил из предположения, что уровень интеллекта (как врожден­ная способность) остается постоянным в течение жизни и направ­ляется на решение разных задач. Интеллектуальной нормой считал­ся коэффициент от 70 до 130%, умственно отсталые дети имели показатели ниже 70%, одаренные — выше 130%.