logo search
Шаповаленко И

Теория рекапитуляции с. Холла

Основной предмет исследования

Поиск закономерностей психического развития ребенка

Методы исследования

Анкетирование, сравнение рисунков детей и первобыт­ных людей, анализ игр, страхов

Основные понятия

Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология

Основные идеи

Психическое развитие ребенка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) сме­ны форм поведения детей в генетически заданной по­следовательности

Факторы развития

Биологический фактор, созревание инстинктов

Направления критики

Близость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения

Ценное

Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека — первая став­шая известной теория психического развития в детстве

Собственно концептуальные положения Холла вызвали критику многих психологов, которые подчеркивали, что сам его метод сбора данных был субъективен, аналогии между эволюцией общества и индивидуальным развитием поверхностны и несостоятельны; отно­шения ребенка с окружающей действительностью принципиально отличаются от борьбы за существование взрослого первобытного человека.

Однако теория С. Холла стала первой широко известной кон­цепцией детского развития, пробудившей интерес и у других иссле­дователей1. Значение работ Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что меж­ду историческим, социальным и индивидуальным развитием чело­века существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.