logo search
Шаповаленко И

§ 1. Социальная ситуация развития

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10—11 до 14—15 лет. Сфор-мированная в учебной деятельности в средних классах школы cпo-собность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрос-лый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

«Странно, отчего, когда я был ребенком, я старался быть похожим на большого, а с тех пор, как перестал быть им, часто желал быть похожим на него. Сколько раз это желание — не быть похожим на маленького, в моих отношениях с Сережей, останавливало чувство, готовое излиться, и заставляло лицемерить. Я не только не смел, поцеловать его, чего мне иногда очень хотелось, взять его за руку, сказать, как я рад его видеть, но не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей: так уж было заведено у нас. Каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка. Не пройдя еще через те горькие ис-пытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях, мы лишали себя чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим» {Толстой Л.Н. Детство // Избранные произведения. М., 1985. С. 110).

Чувство взрослости — это психологический симптом на­чала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность»1.

Переходность подросткового возраста, конечно, включает био­логический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физиче­ские, физиологические, психологические изменения, появление сек­суального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.

Однако в работах культурантропологов (М. Мид, Р. Бенедикт и др.) показано, что в так называемых примитивных культурах под­ростковый кризис и связанные с ним конфликты, межличностные и внутриличностные, отсутствуют. В этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь; происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого че­рез специальную процедуру инициации. Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности, генетической запро­граммированности кризиса, о его прямой связи с процессом поло­вого созревания. При этом на первый план выходят так называемые социальные факторы.

До XVII—XVIII столетий подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее истори­ческое образование. В XIX в. во многих странах было введено систе­матическое школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка и к отсрочке момента принятия им ролей, свойст­венных взрослому человеку.

Границы и содержание подростничества тесно связаны с уров­нем социально-экономического развития общества, с особенностя­ми исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка.

Например, у героя рассказа Дж. Лондона «Отступник» Джонни и детство, и от­рочество были очень короткими: «Джонни очень рано стал взрослым. В семь лет, ко­гда он получил первое жалованье, началось его отрочество. У него появилось извест­ное ощущение независимости, и отношения между матерью и сыном изменились. Он зарабатывал свой хлеб, жил своим трудом и тем как бы становился с нею на равную ногу. Взрослым, по-настоящему взрослым, он стал в одиннадцать лет, после того как полгода проработал в ночной смене. Ни один ребенок, работающий в ночной смене не может остаться ребенком».

В двенадцать лет «он был очень стар, а они (братья и сестры. — И.Ш.) оскорбительно молоды. Его раздражала эта чрезмерная и непостижимая молодости Он не понимал ее. Его собственное детство было слишком далеко позади. К брюзгливому старику, Джонни претило это буйное озорство, казавшееся ему отъявленной глупостью» (Лондон Дж. Отступник // Соч.: В 7 т. М., 1954. Т. S. 149, 153).

Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разво-рачивается только в индустриальном обществе, где возникает боль-шая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и де-тей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания.

Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо2.

Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросление»1. Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода «бури и натиска». Он разра-ботал содержательно - негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста - «чувство индивидуальности».

К. Левин говорил о своеобразной маргиналъности подростка выражающейся в его положении между двумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределен-ность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных про­странств».

Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и дет­ские конфликты возрождаются с новой силой.

Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как цен­тральный период для решения задачи личностного самоопределе­ния, достижения идентичности.

В отечественной психологии основы понимания закономерно­стей развития в подростничестве заложены в работах Л.С. Выготско­го, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельд­штейна, Г.А. Цукерман и др. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», под­черкивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых (например, Божович Л.И.). Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на пе­реходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собствен­ного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к много­численным конфликтам подростка с родителями и учителями, к про-тестному поведению.

Даже в целом нормально протекающему подростковому перио­ду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармонич­ность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравно­мерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндиви-дуальная (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок).

Отечественные психологи акцентируют внимание также на том негативном обстоятельстве, что в современном обществе нет подхо­дящих для решения задач подросткового возраста «пространств» («мест» общения и продуктивной деятельности), поэтому кризис­ные явления имеют тенденцию затягиваться2.