logo search
Шаповаленко И

§ 4. Особенности общения со взрослыми

Обычно считается, что в подростковом возрасте происходит дис-танцирование и отчуждение от взрослых. Действительно, стремление противопоставить себя взрослому, резко выделить свою, особую позицию и свои права как независимого субъекта проявляются весьма отчетливо. Но современные данные говорят о том, что от­ношение подростка к взрослому сложное И двойственное. Подрос­ток одновременно и настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослым, и по-прежнему нуждается в его по­мощи, защите и поддержке, в его оценке. Взрослый важен и зна­чим для подростка, подросток способен на эмпатию по отношению ко взрослому, но протестует против сохранения в практике воспи-тания «детских» форм контроля, требований послушания, выра­женной опеки3.

Хотя проблемы во взаимоотношениях с родителями, конфликты с учителями — типичное явление для подростничества, однако сила частота, резкость проявлений во многом зависят от позиции взрослых, от стиля семейного воспитания, от умения реализовать уважительную, но не попустительскую тактику по отношению к поведению подростка. Необходимым и обязательным условием благополучных отношений подростка и взрослого является создание общности в их жизни, содержательных контактов, расширение сферы сотрудни­чества, взаимопомощи и доверия, лучше всего по инициативе взрос­лого4.