Оценка физического развития
Правильный вывод о физическом развитии ребёнка можно сделать только по совокупности антропометрических (рост, масса тела, окружность грудной клетки), физиометрических (жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила) и соматоскопических (состояние костной и мышечной систем, жироотложение, половое развитие и др.) признаков. Для оценки физического развития необходимо установить возраст ребёнка, который определяют путём вычитания из даты обследования даты рождения.
Общепринятой считается следующая группировка по возрасту:
детей первого года жизни группируют с интервалом в 1 мес. (например, 1 мес. - от 16 дней до 1 мес. 15 дней, 3 мес. - от 2 мес. 16 дней до 3 мес. 15 дней);
детей 2 и 3 лет - с интервалом в 3 мес. (например, 1 год 3 мес. - от 1 года 1 мес. 16 дней до 1 года 4 мес. 15 дней);
детей от 3 до 7 лет - с интервалом в 6 мес. (например, 3 года – от 2 лет 9 мес. до 3 лет 2 мес. 29 дней);
детей от 7 до 18 лет - с интервалом в 1 год (например, 8 лет – от 7 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. 29 дней).
Индивидуальную оценку физического развития ребёнка проводят путём сопоставления величин его роста, массы тела со средними показателями (стандартами) физического развития, представленными в табл.2-2.
Можно пользоваться формулами, которые отражают средние показатели роста и массы тела. Эти формулы помогают ориентироваться исключительно в средних величинах, при этом не учитывается параллелизм изменения роста и массы тела. Более объективна и точна оценка физического развития по центильным таблицам длины тела, массы тела и гармоничности развития. За основу оценки физического развития берут длину тела ребёнка с последующим определением соотношения массы и роста, которые позволяют ориентировочно судить о питании ребёнка.
Таблица 2-2. Показатели роста и массы тела детей разного возраста (условные обозначения: м - средний показатель; - возможные отклонения)
Возраст | Девочки | Мальчики | ||||||||||||
масса, кг | рост, см | масса, кг | рост, см | |||||||||||
м | | м | | м | | м | | |||||||
Новорож дённый | 3,330 | 0,440 | 49,5 | 1,63 | 3,530 | 0,450 | 50,43 | 1.89 | ||||||
1 мес | 4,150 | 0,544 | 53,51 | 2,13 | 4,320 | 0,640 | 54,53 | 2,32 | ||||||
2 мес | 5,010 | 0,560 | 56,95 | 2,18 | 5,290 | 0,760 | 57,71 | 2,48 | ||||||
3 мес | 6,075 | 0,580 | 60,25 | 2,09 | 6,265 | 0,725 | 61,30 | 2,41 | ||||||
4 мес | 6,550 | 0,795 | 62,15 | 2,49 | 6,875 | 0,745 | 63,79 | 2,68 | ||||||
5 мес | 7,385 | 0,960 | 63,98 | 2,49 | 7,825 | 0,800 | 66,92 | 1,99 | ||||||
6 мес | 7,975 | 0,925 | 66,60 | 2,44 | 8,770 | 0,780 | 67,95 | 2,21 | ||||||
7 мес | 8,250 | 0,950 | 67,44 | 2,64 | 8,920 | 1,110 | 69,56 | 2,61 | ||||||
8 мес | 8,350 | 1,100 | 69,84 | 2,07 | 9,460 | 0.980 | 71,17 | 2,24 | ||||||
9 мес | 9,280 | 1,010 | 70,69 | 2,21 | 9,890 | 1,185 | 72,84 | 2,71 | ||||||
10 мес | 9,525 | 1,35 | 72,11 | 2,86 | 10,355 | 1,125 | 73,91 | 2,65 | ||||||
11 мес | 9,805 | 1,800 | 73,60 | 2,73 | 10,470 | 0,985 | 74,90 | 2,55 | ||||||
12 мес | 10,045 | 1,165 | 74,78 | 2,54 | 10,665 | 1,215 | 75,78 | 2,79 | ||||||
1 год 3 мес | 10,520 | 1,275 | 76,97 | 3,00 | 11,405 | 1,300 | 79,45 | 3,56 | ||||||
1 год 6 мес | 11,400 | 1,120 | 80,80 | 2,98 | 11,805 | 1.185 | 81,73 | 3,34 Я | ||||||
1 год 9 мес | 12,270 | 1,375 | 83,75 | 3,57 | 12,670 | 1,470 | 84,51 | 2,85
| ||||||
2 года | 12,635 | 1,765 | 86,13 | 3,87 | 13,040 | 1,235 | 88,27 | 3,70 | ||||||
2 года 6 мес | 13,930 | 1,605 | 91,20 | 4,28 | 13,960 | 1,275 | 81,85 | 3,75 | ||||||
3 года | 14,850 | 1,535 | 95,27 | 3,78 | 14,955 | 1,685 | 95,72 | 3,68 | ||||||
4 года | 16,02 | 2,3 | 100,56 | 5,76 | 17,14 | 2,18 | 102,44 | 4,74 | ||||||
5 лет | 18,48 | 2,44 | 109,00 | 4,72 | 19,7 | 3,02 | 110,40 | 5,14 | ||||||
6 лет | 21,34 | 3,14 | 115,70 | 4,31 | 21,9 | 3,20 | 115,98 | 5,51 | ||||||
7 лет | 24,66 | 4,08 | 123,60 | 5,50 | 24,92 | 4,44 | 123,88 | 5,40 | ||||||
8 лет | 27,48 | 4,92 | 129,00 | 5,48 | 27,86 | 4,72 | 129,74 | 5,70 | ||||||
9 лет | 31,04 | 5,92 | 136,96 | 6,10 | 30,60 | 5,86 | 134,64 | 6,12 | ||||||
10 лет | 34,32 | 6,40 | 140,30 | 6,30 | 33,76 | 5,26 | 140,33 | 5,60 | ||||||
11 лет | 37,40 | 7,06 | 144,58 | 7,08 | 35,44 | 6,64 | 143,88 | 5,72 | ||||||
12 лет | 44,05 | 7,48 | 152,81 | 7,01 | 41,25 | 7,40 | 150,05 | 8,40 | ||||||
13 лет | 48,70 | 9,16 | 156,85 | 8,20 | 45,85 | 8,26 | 156,65 | 8,00 | ||||||
14 лет | 51,32 | 7,30 | 160,86 | 6,36 | 51,18 | 7,34 | 162,62 | 7,34 |
Детей с избыточной массой тела, низким ростом направляют на консультацию к эндокринологу, дети с дефицитом массы подлежат наблюдению педиатра для установления причины этого дефицита.
Измерение артериального давления
Измерение артериального давления проводят ежегодно, начиная с 6лет. АД измеряют аппаратом Рива-Роччи или тонометром. Манжетку накладывают на середину плеча правой руки на 1-2 см выше локтевого сустава. Появление сердечных тонов - это систолическое давление, их исчезновение - диастолическое. Полученные данные сравнивают с установленными нормальными возрастными показателями.
Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата
Исследование проводят в положении стоя, в привычной для ребёнка позе.
Осмотр в фас, руки вдоль туловища. Определяют форму ног (нормальная, О-образные, А-образные), положение головы, шеи, симметрию плеч, равенство треугольников талии, наличие деформации грудной клетки.
Осмотр сбоку. Определяют форму грудной клетки, живота, выступание лопаток, форму спины.
Осмотр со спины. Определяют симметрию плеч, углов лопаток, форму позвоночника, форму ног (нормальная, О-образные, ЛГ-образные), равенство треугольников талии.
Для выявления истинного структурного сколиоза проводят осмотр ребёнка со сгибанием позвоночника и наклоном туловища вперёд. Наклон туловища делают медленно, при этом руки свободно свисают вниз, ноги выпрямлены.
При наличии сколиоза определяются ассиметричное рёберное выбухание в грудном отделе и мышечный валик в поясничном отделе.
Т
Рис. Оценка плантограммы.
ест для выявления плоскостопия проводят при помощи плантографа - деревянной рамки (высотой 2 см и размером 30x30 см), на которую натянуто полотно (или мешковина) и сверху него - полиэтиленовая плёнка. Полотно смачивают штемпельной краской или чернилами для авторучек. На окрашенную сторону кладут лист бумаги, на котором написаны фамилия и имя ребёнка, группа, дата обследования. Ребёнок становится обеими ногами на середину рамки (на бумагу), при этом на бумаге остаются отпечатки стопы - плантограмма. Заключение о состоянии свода стопы делают на основании расположения двух линий, проведенных на отпечатке (рис. 2-5).Первая линия соединяет середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Вторую линию проводят от середины пятки до середины основания большого пальца. Если контур отпечатка стопы в серединной части не перекрывает эти линии, стопа нормальная. Если первая линия проходит внутри отпечатка — уплощение свода стопы. Если обе линии расположены внутри контура отпечатка, стопа плоская. Детей с неправильно сформированной стопой направляют на консультацию к ортопеду.
Исследование остроты зрения
Остроту зрения определяют по таблице Сивцева-Головина. Таблицу подвешивают на такую высоту, чтобы нижний край знаков был на уровне глаз ребёнка. Ребёнок сидит на стуле на расстоянии 5 м от таблицы. Один глаз загораживают непрозрачной пластмассовой лопаточкой (10x15 см) таким образом, чтобы внутренний её край находился на средней линии носа; прикрывать глаз рукой или накладывать повязку не разрешается. Следует показывать знаки не спеша, вразбивку, начиная с 10-й строки таблицы (острота зрения равна 1). Если ребёнок не видит 9-10-ю строки, его следует направить на консультацию к офтальмологу.
Тест Малиновского - выявление предмиопии (предблизорукости) позволяет выделить среди детей 6-7 лет с нормальной остротой зрения (vis 0,9-1) «группу риска» по миопии. После определения остроты зрения ребёнку с нормальной остротой зрения предлагают надеть очки (с линзами +1 диоптрий, Dpp=56-58 мм), и вновь проверяют остроту зрения (в очках). В норме школьник (через очки) читает 9-10-ю строчки (тест Малиновского отрицательный — нормальная возрастная рефракция). Если ребёнок, глядя через очки, не может прочитать правильно буквы 9-10-й строк (делает много ошибок) или вообще не различает их, тест Малиновского считается положительным (предмиопическое состояние). У таких детей впоследствии развивается миопия, и они должны быть направлены к офтальмологу для дополнительного обследования и получения рекомендаций.
Исследование остроты слуха
Проверка остроты слуха осуществляется с расстояния 6 м и в полной тишине (шёпотная речь). Сначала определяют остроту слуха одного уха (другое ребёнок закрывает пальцем), затем второго. Медицинская сестра шёпотом произносит слова или цифры с одинаковой интенсивностью (ребёнок не должен видеть губ произносящего). Если ребёнок неправильно идентифицирует произносимые слова, его необходимо направить к отоларингологу.
Оценка нервно-психического развития
Оценка нервно-психического развития включает в себя как неврологическое исследование, так и выявление поведенческих реакций у детей первых 3 лет жизни (табл. 2-3).
Центральная нервная система ребёнка развивается в процессе взаимодействия организма с внешней средой. С возрастом совершенствуется условно-рефлекторная деятельность. На каждом возрастном этапе центральная нервная система реагирует на внешние воздействия по-новому. Это принципиально изменяет поведение ребёнка и ставит его каждый раз на более высокую ступень. У здорового и во всех отношениях полноценного ребёнка - эйтрофика, правильному физическому развитию должно соответствовать развитие моторики и психики (рис. 2-6).
Новорождённый ребёнок представляет картину полной физической беспомощности. Отмечаются ригидность мышц, выраженность безусловных рефлексов, исчезающих в дальнейшем. Движения глаз не совсем координированы, часто наблюдаются физиологическое косоглазие и нистагм, нет чёткого разделения между сном и бодрствованием. Постепенно начинают устанавливаться условнорефлекторные связи. В возрасте 1 мес исчезает нистагм, ребёнок начинает производить неопределённые звуки, фиксировать глазами яркие предметы, потягиваться, упираться ножками. В 2 мес отчётливо выявляется способность зрительного сосредоточения, более яркими становятся эмоциональные реакции, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность. В 3 мес ребёнок зрительно сосредоточивается, следит за предметами, улавливает направление звука, живо реагирует на знакомое лицо, гулит, движения рук становятся свободными и целесообразными. В возрасте 4 мес движения становятся более дифференцированными и более свободными, ребёнок по звуку отыскивает невидимый объект, подолгу рассматривает, ощупывает, захватывает висящие над грудью игрушки. В 5 мес ребёнок отлично знает мать, хорошо сидит, придерживаясь за что-либо руками, отличает близких от чужих людей. В 6 мес сидит без поддержки, пытается ползать, произносить слова «ба», «ма», свободно берёт игрушку из разных положений, хорошо ест с ложечки. В 7 мес хорошо ползает, самостоятельно сидит, поддерживаемый под мышки, хорошо переступает, многие движения имеют вполне определённый эмоциональный оттенок, появляются повторения слогов «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д. В 8 мес ребёнок по просьбе взрослого выполняет заученные движения («ладушки»), долго занимается игрушками, сам ложится и садится, встаёт, цепляясь за барьер, пытается хлопать в ладоши. В 9 мес выполняет по просьбе взрослого некоторые движения, свободно ходит, слегка придерживаясь руками за предметы, хорошо пьёт из чашки, придерживая её сам. В 10 мес ребёнок стоит и поднимается без опоры, выполняет простые требования, понимает запрещение, знает имена некоторых взрослых и детей, действия с предметами приобретают устойчивый характер. В конце первого года жизни (11-12 мес) овладевает новыми действиями с предметами, хорошо ходит, придерживаемый за одну руку (11 мес), делает первые шаги без поддержки (12 мес), употребляет первые слова-обозначения, знает названия многих предметов, указывает части тела, выполняет большое количество требований.
На втором году жизни ребёнок начинает ходить более уверенно, преодолеваяпрепятствия, бегать, лазать, движения рук становятся более разнообразными. От простого манипулирования с предметами переходит к игре на основе подражания взрослым. Запас слов постепенно обогащается и достигает 250-300, появляется фразовая речь, совершенствуется понимание речи. К концу второго года ребёнок понимает коротенькие рассказы, речь становится эмоционально выразительной, задаёт взрослым бесконечные вопросы, запоминает простейшие стишки и мелодии. Выявляются проявления жалости, самолюбия, смущения (табл. 2-4)
Таблица 2-4. Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни
Показатели | Возраст | ||||
1 год 3 мес | 1 год 6 мес | 1 год 9 мес | 2 года | ||
Сенсорное развитие | Играя, различает два разных по величине предмета (например, два кубика) | Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предмет такой же формы (например, к кубику кубик) | Играя, различает три разных по величине предмета (например, три кубика) | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета | |
Движения | Ходит долго, меняет положения (приседает, наклоняется и т.д.) | Перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу) | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте 15-20 см над полом | Преодолевает препятствия, чередуя шаг | |
Игра и действия с предметами | Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамиду) | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причёсывает куклу, умывает и т.д.) | Строит ворота, скамейку, домик | В игре воспроизводит ряд логически связанных действий (куклу купает и вытирает) | |
Активная речь | Пользуется лепетом и облегчёнными словами (машина — би-би,собака — ав-ав) | В момент удивления, радости или сильной заинтересованности называет предмет | Пользуется двухсловными предложениями | Пользуется двух и трехсловными предложениями при общении со взрослыми |
|
Понимание речи | Значительно увеличивается запас понимаемых слов | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету или величине | Отвечает на вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки | Понимает короткий рассказ о знакомых ему по опыту событиях |
|
Навыки | Самостоятельно ест густую пищу ложкой | Самостоятельно ест жидкую пишу ложкой | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого | Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого |
|
На третьем году жизни значительно совершенствуется психическое развитие: ребёнок начинает довольно широко пользоваться многосложными фразами, легко запоминает стишки, слышанную речь, его запас слов быстро увеличивается до 1200-1300, всё более совершенствуется понимание речи окружающих. Заметно дифференцируются эмоциональные восприятия, намечается некоторое представление о красоте, ребёнок пытается рисовать человека, животных и т.д. Становится лучше качество и согласованность обших и мелких движений: ходьбы, бега, лазания, бросания, работы пальцами, манипуляции руками становятся разнообразнее и сложнее. Появляются новые виды деятельности (табл. 2-5).
В дошкольном возрасте (с 4 до 7 лет) психическое развитие ребёнка значительно дифференцируется и совершенствуется; более определённо выявляются некоторые черты его характера, все сильнее сказывается потребность в общении. К концу этого периода дети
начинают читать, а многие даже писать.
С 7-8-летнего возраста начинается школьный период жизни детей, с постепенным дальнейшим развитием их психики и формированием индивидуального облика ребёнка.
Важным критерием, характеризующим здоровье ребёнка в этот период, становится реактивность (свойство организма реагировать на воздействие окружающей среды) и резистентность, которая определяется устойчивостью организма к различным патогенным и повреждающим факторам и отражает состояние его сопротивляемости.
При комплексной оценке состояния здоровья ребёнка учитывают особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического, социального анамнеза).
Контроль за физическим здоровьем и развитием ребёнка осуществляется:
организацией медицинских осмотров;
обследованием детей по скрининг-программе.
Этапность обследования по скрининг-программе:
1 этап - доврачебное обследование детей (скрининг и лабораторное обследование) — выполняет медицинская сестра (фельдшер);
II этап - осмотр врачом детей, выявленных с помощью тестов;
III этап - осмотр специалистами поликлиники детей, направленных врачом дошкольного детского учреждения, школы на консультацию.
При организации осмотров медицинская сестра выполняет полное доврачебное обследование самостоятельно, включая тестовую оценку физической подготовки и развития.
Базовая скрининг-программа включает:
анкетный тест — опрос родителей с помощью специальной анкеты;
определение роста и массы тела, оценка физического развития детей по специальной таблице, позволяющей выделить основные
отклонения;
измерение АД (с учётом возрастных поправок на стандартную манжетку) для выявления гипертонического и гипотонического состояния;
оценку состояния опорно-двигательного аппарата с помощью специального тестового обследования и плантографии;
исследование остроты зрения по таблице Сивцева-Головина;
выявление предмиопии с помощью теста Малиновского;
проверку остроты слуха с помощью шёпотной речи.
Лабораторные и инструментальные обследования, контроль выполнения которых осуществляет медицинская сестра:
общий анализ крови;
общий анализ мочи;
определение сахара и белка в моче;
анализ кала;
ЭКГ.
Данные о диспансеризации вносят в историю развития ребёнка (ф. 112/7), медицинскую карту для общеобразовательных учреждений (ф. 026/7-2000), в медицинскую карту ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка (ф. 122-1/7-2000). Заключительный диагноз устанавливает врач.
На основании комплексной оценки обследованных детей подразделяют на пять групп здоровья: здоровые дети (I группа здоровья), здоровые, но с угрозой развития патологии (II группа здоровья) и больные дети (III, IV, V группы здоровья) — с рекомендациями по дальнейшему наблюдению и лечению.
Для детей школьного возраста определяют медицинскую группу для занятий физической культурой.
Здоровые дети (I группа здоровья) осматриваются в сроки, установленные для каждого возраста. Они нуждаются в назначении только профилактических и оздоровительно-воспитательных воздействий (режим дня по возрасту, рациональное питание, физическое воспитание, закаливание и др.).
Дети с выявленными отклонениями в состоянии здоровья подлежат динамическому наблюдению. Оно предусматривает как можно более раннее выявление и взятие на учёт детей с хроническими формами заболевания, а также реконвалесцентов после тяжёлых острых заболеваний, их регулярное наблюдение, обследование, профилактическое лечение. Документацию, относящуюся к динамическому наблюдению, ведут участковые медицинские сёстры, которые заполняют форму № 030/у на всех взятых на учёт больных детей, следят за сроками его проведения, вызывают детей к участковому врачу, вносят под руководством врача записи в ф. № 030/у, следят за выполнением врачебных назначений.
Динамическому наблюдению подлежат дети с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы, опорно-двигательного аппарата, отдельными инфекционными заболеваниями, болезнями и поражениями глаз, ушей, горла и носа, нервно-психическими заболеваниями. Детей, страдающих рахитом, дистрофией, диатезом, а также находящихся на частично грудном и искусственном вскармливании, наблюдает участковый педиатр без заполнения учётной формы № 30/у. Для этой группы детей ведут журнальный учёт. Всем детям, находящимся на диспансерном учёте, показано противорецидивное лечение с санацией очагов хронической инфекции, общеукрепляющая, гипосенсибилизирующая, седативная терапия, массаж, лечебная физкультура, по возможности санаторно-курортное лечение. По показаниям проводятся лабораторные и инструментальные методы исследования.
Среди факторов, влияющих на развитие подрастающего поколения, на современном уровне достижений медицины можно выделить управляемые, т.е. в какой-то мере зависимые от качества медицинских и социальных факторов. К ним относят острые воспалительные заболевания носоглотки, которые у части детей многократно повторяются в течение года. На участке считают часто болеющими детей которые в зависимости от возраста болеют в течение года определённое количество раз:
в возрасте до 1 года - 4 раза и более;
с 1 года до 3 лет - 6 раз и более;
с 3 до 4 лет - 5 раз в год;
с 4 до 6 лет - более 4 раз;
старше 6 лет - более 3 раз.
Наибольший процент часто болеющих детей составляют дети, относящихся ко II группе здоровья (группа риска), в 2—3 раза чаще дающие осложнения и формирование хронических заболеваний JIOP-органов, бронхолёгочной системы, почек и мочевыводящих путей, респираторных аллергозов и др.
Диспансерное наблюдение за часто болеющими детьми представляет собой комплекс профилактических и лечебных мероприятий, направленных на реабилитацию здоровья ребёнка на всех этапах: поликлиника, детское учреждение, семья, санаторий. Для снижения заболеваемости управляемыми инфекциями, к которым относятся острые респираторные вирусные инфекции, участковые медицинские сёстры проводят санитарно-просветительную работу с родителями по профилактике заболеваний органов дыхания, полости рта и зубов, по привитию детям гигиенических навыков, особенностям режима, питания, физического развития и закаливания, формированию здорового образа жизни ребёнка.
В осуществлении детскими поликлиниками многогранной работы по развитию и воспитанию здорового ребёнка раннего возраста особую роль играет семья. Её активное участие в этой работе - обязательное условие успешного решения практически всех задач.
49
Рис. 2-2. Измерение массы тела на медицинских чашечных (а) и рычажных (б) весах.
Рис. 2-1. Измерение длины тела на горизонтальном (а) и вертикальном (б) ростомерах.
поверхность ростомера дезинфицирующий раствором, снять перчатки, вымыть и осушить руки (рис. 2-1 а, б).
Измерение массы тела
Масса тела детей раннего возраста определяется на специальных детских чашечных весах с точностью измерения до 10 г. Перед проведением взвешивания следует установить весы на ровной поверхности, проверить, закрыт ли затвор весов, вымыть и осушить руки, надеть перчатки, обработать лоток дезинфицирующий раствором с помощью ветоши, постелить пелёнку, установить гири на нулевые деления. Вначале взвешивают пелёнку. Полностью раздетого ребёнка укладывают таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки — на узкой, открывают затвор и перемещают «килограммовую» гирю
до момента падения штанги вниз, регулируя гирей, определяющей граммы до положения установления равновесия. Если ребёнок умеет сидеть, его можно посадить на широкую часть весов, поместив ножки на узкой. По окончании взвешивания закрыть затвор, снять ребёнка с весов, записать результат, убрать пелёнку с весов, протереть рабочую поверхность весов дезинфицирующий раствором, снять перчатки, вымыть руки. При определении массы тела ребёнка из показаний весов необходимо вычесть массу пелёнки. Измерение массы тела детей Злет и старше проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г, соблюдая те же правила, что и при проведении взвешивания детей раннего возраста (рис. 2-2 а, б).
Измерения различных частей тела
Высота головы представляет расстояние между верхушечной
Рис. 2-3. Точки для измерения различных частей тела.
Рис. 2-4. Измерение окружности головы (а) и грудной клетки (б).
Рис. 2-6. Развитие статических и двигательных функций по месяцам
- Характеристика преддошкольного периода
- Психомоторное развитие детей преддошкольного возраста
- Сроки приобретения навыков самостоятельного приема пищи
- Социальное развитие детей преддошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка) в 1-3 года
- Основные жизненноважные потребности ребенка преддошкольного возраста
- Потребность быть здоровым
- Потребность во сне
- Потребность в безопасности
- Характеристика дошкольного периода
- Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста
- Социальное развитие ребенка дошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка)
- Основные жизненноважные потребности ребенка дошкольного возраста Потребность в игровой деятельности
- Потребность в пище
- Потребность в сне
- Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
- Подготовка детей к обучению в школе
- Анатомо-физиологнческие особенности и физическое развитие детей младшего школьного возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста
- Социальное развитие детей младшего школьного возраста
- Адаптация детей к коллективу (к школе)
- Оценка адаптации ребенка к школе
- Оценка адаптации школьников, приступивших к предметному обучению (5 класс)
- Сексуальность (половое развитие) детей младшего школьного возраста
- Характеристика периода подросткового и юношеского возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах):
- Стадии развития волосяного покрова на лобке (р):
- Стадии развития грудных желез (Ма):
- Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков в подростковом периоде
- Ранний подростковый (пубертатный) период –
- Физическое развитие в ранний подростковый период
- Психомоторное развитие в ранний подростковый период
- Социальное развитие в ранний подростковый период
- Сексуальное (половое) развитие в ранний подростковый период
- Средний подростковый период - 3-4-я стадия половой зрелости
- Физическое развитие в средний подростковый период
- Психомоторное развитие в средний подростковый период
- Социальное развитие в средний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в средний подростковый период
- Поздний подростковый или юношеский период –
- Физическое развитие в поздний подростковый период
- Психомоторное развитие в поздний подростковый период
- Социальное развитие в поздний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в поздний подростковый период
- Основные жизненноважные потребности в период школьного, подросткового и юношеского возраста Потребность в питании
- Потребность детей шкрлыюго возраста в основных пищевых веществах и энергии
- Потребность двигаться
- Потребность быть здоровым
- Потребность в сне
- Потребность в игровой деятельности, интересном досуге
- Потребность учиться
- Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни Профилактика школьной усталости
- Ситуации повышенного риска
- Подростковая депрессия
- Профилактика и лечение депрессии
- Подростковая беременность
- Проблемное поведение подростков
- Пристрастие к вредным привычкам
- Курение
- Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм
- Подростковая наркомания
- Агрессивное поведение
- Суицидальное поведение
- Диета здорового ребёнка
- Питание детей первого года жизни
- Питание детей старше года
- Питание детей школьного возраста
- Глава 2 Комплексная оценка состояния здоровья ребёнка
- Длина тела в различные периоды детства
- Форма грудной клетки
- Форма стопы
- Методика антропометрических исследований
- Измерения различных частей тела
- Оценка физического развития