logo
Характеристика преддошкольного периода

Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни Профилактика школьной усталости

Правильно организованные, т.е. в соответствии с правилами гигиены, расписания уроков и распорядок дня школьника учитыва­ют физиологические ритмы его активности, предупреждая появле­ние усталости.

Период сосредоточенности, концентрации внимания у детей 5-7 лет составляет не более 15 минут, в 8-11 лет - 20 минут, стар­ше 12 лет - 30 минут. Поэтому урок должен быть построен так, чтобы самый сложный для усвоения материал подавался с учетом возрастных физиологических ритмов.

Школьники подвержены не только умственному переутомле­нию, но и мышечной усталости. Она довольно быстро наступает у детей младшего школьного возраста, а у старших детей - после 5-6 часов сидения за партой. В младших классах в процессе урока по­лезно делать короткие паузы, для выполнения нескольких простей­ших физических упражнений, которые снизят статическую уста­лость и позволят ребенку сменить позу.

Расписание уроков, т.е. количество уроков и их продолжитель­ность должны соответствовать возрастному развитию учеников.

Первые два часа занятий необходимо отдать «трудным» пред­метам (математике, физике, химии), следующие два часа, когда на­растает усталость, - более легким (истории, литературе, русскому языку). Самым производительным считается второй урок.

В течение недели наиболее рационально следующее распреде­ление уроков: предметы средней трудности - в понедельник (после воскресного дня работоспособность возрастает постепенно), более трудные предметы - во вторник и среду, несколько уменьшить на­грузку нужно в четверг, в пятницу она должна быть умеренной.

Усталость, возникающую на уроках, нужно компенсировать во время перемен. Время на переменах должно быть использовано так, чтобы не только уменьшить усталость, но и сохранить желание работать.

Для старших школьников в течение дня рекомендуется устраи­вать между уроками 10-минутные перерывы и один 20-минутный, чтобы за это время они успели поесть.