Длина тела в различные периоды детства
Рост - процесс увеличения числа и размеров клеток органов и тканей организма. В узком смысле ростом называют длину тела. Динамика роста детей на первом году жизни характеризуется энергичным нарастанием. Длина тела доношенного новорождённого колеблется от 45,4 до 54,4 см и в среднем у мальчиков равна 50,7 см, а у девочек 50,2 см. Наибольшая энергия прироста отмечается в первые 3 мес жизни: ежемесячно рост увеличивается примерно на 3 см или на 9 см за квартал. В последующие месяцы темпы роста снижаются, составляя в возрасте 6 мес. 7,5см за квартал (по 2,5 см ежемесячно), в III квартале — на 1,5-2 см в месяц, а в 9-12 мес на 1 см в месяц, т.е. на 3 см в квартал.
За первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 23-25 см.
После года скорость роста начинает замедляться. В течение второго года прибавка роста составляет 12-13 см; третьего — 7-8 см; на7-м году — по 5-7 см в год; в младшем школьном возрасте прирост длины тела в год в среднем составляет 4—5 см; а в период полового созревания до 7—8см в год. Столь интенсивный рост прекращается у девочек обычно к 16 годам, у мальчиков — к 18, после чего более медленно продолжается ещё в течение нескольких лет: у девушек примерно до 18 лет, у юношей — до 20.
Для ориентировочного расчёта длины тела у детей используют ряд формул:
для грудного ребёнка: 5о+2хм (5о — условная длина тела новорождённого, м - число месяцев);
от года до 7 лет: 75+7хя - для мальчиков, 75+7х(я-1) - для девочек (75 - условная длина тела ребёнка 1 года, п-число лет);
от 8 до 12 лет: 75+6хл - для мальчиков,
75+6х(«-1) для девочек.
Средняя длина тела ребёнка в 4 года - 100 см.
Длина тела до 4 лет: 100-8х(4-я), где - число лет.
Длина тела старше 4 лет: 100+6х(«-4), где п - число лет.
От 2 до 15 лет: рост 8-летнего ребёнка принимают за 130 см (средний показатель), на каждый недостающий год отнимают 7 см; на каждый последующий - прибавляют 5 см.
У
38
троение длины тела со времени рождения происходит за 12- 15 лет (что весьма индивидуально).Рост сидя: у новорождённого около 34см; к концу первого года — около 47 см; к 6 годам достигает приблизительно 60 см; к 10 годам — 70 см; к 15 годам - 82 см.
Особенности нарастания длины тела у мальчиков:
первый период «вытягивания» - в 4 года - 5,5 лет;
второй период «вытягивания» - с 13 лет (максимально в 13,5- лет);
в 10—11 лет «вытягивание» в основном за счёт нижних конечностей, а в 14—15 лет — за счёт туловища;
рост прекращается в среднем в 18 лет (хотя иногда и в 20-25 лет).
Особенности у девочек:
первый период «вытягивания» - после 6 лет;
второй период «вытягивания» - с 8,5 лет (максимально в 10-10,5 лет);
интенсивный рост нижних конечностей - 8,5 лет, туловища - в 11-12 лет.
Масса тела в различные периоды жизни
В отличие от роста, масса тела — наиболее изменчивый показатель, поскольку зависит от самых различных факторов как эндо-, так и экзогенного характера.
Масса тела доношенного новорождённого в среднем составляет 3 494 г для мальчиков и 3 348 г для девочек. Масса тела ребёнка на первом году жизни характеризуется интенсивным увеличением с максимальным приростом в течение первого полугодия и менее выраженными прибавками к концу первого года. Наибольшее нарастание массы тела отмечается в первые 3 мес. жизни ребёнка: в среднем 850 г в мес. у мальчиков и 750 г - у девочек. В последующие возрастные периоды темпы прибавок снижаются и составляют в 3-6 мес. 720 г у мальчиков и 690г у девочек; в 6-9 мес. соответственно 480 и 450 г и в 9-12 мес. - 300 г.
После года темпы нарастания массы тела значительно замедляются:
за 2-й год ребёнок прибавляет в среднем около 200 г в месяц (2 500 г в год);
за 3-й год - 2 000 г;
на 4-7-м году - 1 500-2 000 г;
в период полового созревания - 4 000-6 000 г в год.
Таким образом, к 4,5 мес. ребёнок удваивает свой вес, к году - утраивает (у недоношенного ребёнка масса тела к году увеличивается в среднем в 6 раз).
Масса тела ребёнка к 6 годам в 2 раза и к 11 годам в 3 раза больше, чем годовалого.
Для ориентировочного расчёта массы тела у детей различных возрастных групп можно использовать ряд формул:
для доношенного грудного ребёнка: 3+600хм (кг), где 3кг - условная масса тела доношенного ребёнка, м - число месяцев;
от года до 11 лет: 10,5+2хл (кг), где 10,5 кг - масса тела годовалого ребёнка, п - число лет);
от 12 до 15 лет: лх5-20 (кг), где п - возраст ребёнка.
Рост и нарастание массы тела у детей отличаются неравномерностью и волнообразностью:
период «округления», когда ребёнок выглядит более упитанным, наблюдается в возрасте 1-4 и 8-10 лет (в среднем для девочек и мальчиков);
периоды «вытягивания» - в возрасте 5-7 и 11-15 лет.
К вариантам нормы физического развития принято относить измерения, отклоняющиеся в пределах ±5—10% от среднестатистических показателей.
Рост (длина тела) может быть:
средним (нормальным);
сниженным;
повышенным;
низким;
высоким.
Масса тела может быть:
нормальной;
низкой (недостаточное питание);
сниженной (сниженное питание);
повышенной (повышенное питание);
высокой (избыточное питание).
Для более точной оценки физического развития (ФР) разработаны соответствующие таблицы стандартов, в частности центильная шкала распределения. Эти таблицы периодически составляют на основании массовых обследований определённых возрастно-половых групп детей.
Используя центильные таблицы, можно определить уровень и гармоничность ФР:
в средней зоне (25-75-й центили) располагаются средние показатели изучаемого признака;
от 10-го до 25-го центиля - величины, свидетельствующие о ФР ниже среднего;
между 75-м и 90-м центилями - ФР выше среднего;
между 3-м и 10-м центилями - показатели низкого развития;
между 90-м и 97-м центилями - показатели высокого развития.
Показатели, находящиеся в более крайних положениях, как правило, связаны с патологическими состояниями.
Для оценки ФР по таблицам необходимо:
провести антропометрию;
определить и дать оценку признака по его положению в одной из
центильных зон;
определить гармоничность ФР по табличной схеме оценки;
сделать итоговую запись антропометрического исследования:
дата измерения;
возраст ребёнка;
результат измерения в сантиметрах и килограммах (в скобках - номера центильных зон);
заключение о ФР (среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего, низкое; гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное).
При оценке ФР одновременно учитывают длину и массу тела. Нормальное ФР: рост ребёнка соответствует его возрасту (5-10%), а масса тела соответствует росту.
При отклонении в длине и массе тела более чем на 10% ФР расценивают как не соответствующее возрасту и подразделяют его на пропорциональное и диспропорциональное.
Пропорциональное: длина и масса тела снижены или повышены в сравнении с возрастной нормой более чем на 10%.
Диспропорциональное (несоответствие массы и длины друг другу):
длина тела превышает возрастную норму более чем на 10%, а масса тела соответствует возрасту;
длина тела соответствует возрасту, а масса превышает возрастну: норму более чем на 10%;
длина тела снижена более чем на 10% при нормальной массе тела;
масса тела снижена более чем на 10% при нормальной длине тела.
Окружность головы
Окружность головы при рождении у доношенного новорождённого в среднем равна 34-36 см.
В дальнейшем она увеличивается достаточно быстро в первые месяцы и годы жизни и замедляет свой рост после 5 лет. Размер окружности головы к году жизни увеличивается на Ю-I I см и достигает 46 см. Наибольшие темпы прироста отмечаются у детей в первом полугодии, когда прирост окружности головы составляет 7 см. За второй год окружность головы увеличивается на 2 см, за третий — на 1см и затем до 15 лет приблизительно на 10-11 см (за всю жизнь окружность головы увеличивается на 22 см).
Средние показатели окружности головы на первом году жизни:
в 3 мес - 40 см;
в 6 мес - 43 см;
в 12 мес - 46-47 см.
Ориентировочно окружность головы здорового ребёнка рассчитывают по формулам:
для доношенного грудного ребёнка: окружность головы 6-месячного ребёнка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см отнять 1,5 см, на каждый последующий - прибавить 0,5;
2-15 лет: окружность головы 5-летнего ребёнка равна 50 см, на каждый недостающий год из 50 см отнять 1 см, на каждый последующий - прибавить 0,6 см.
Окружность груди
Окружность груди - один из основных антропометрических размеров для анализа изменений поперечных размеров тела. Окружность груди при рождении у доношенного новорождённого в среднем равна 32-34 см, на 2-4 см меньше окружности головы. Особенно энергичные темпы прироста отмечены в возрасте до 3 мес., когда прирост окружности груди достигает почти половины годового прироста, она интенсивно растёт в течение первого года жизни, более или менее увеличивается в раннем и дошкольном возрасте, а в период полового созревания интенсивность роста окружности груди снова заметно усиливается. Окружность груди и окружность головы сравниваются в 3 мес., а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы на столько сантиметров, сколько лет ребёнку. За первый год окружность груди увеличивается на 13-15 см, особенно интенсивно в первые 3 мес. (среднемесячная прибавка на первом году составляет 1,2 см), к концу первого года жизни достигает приблизительно 48 см, за весь второй год прирост составляет 2,5-3см, за третий год - 1,5-2 см, к 5 годам окружность груди равна примерно 55 см, к 10 годам - 63 см и к 14-15 годам – 75-78 см.
Для ориентировочной оценки скорости развития грудной клетки используют формулы:
для доношенного грудного ребёнка: окружность грудной клетки 6-месячного ребёнка равна 45 см, на каждый недостающий до 6 мес. из 45 см отнять 2 см, на каждый последующий - к 45 см прибавить 0,5 см;
для детей до 10 лет: 63-1,5(10-n), (63см - средняя окружность груди ребёнка в возрасте 10 лет, п - возраст ребёнка моложе 10 лет);
для детей старше 10 лет: 63+3(n-10), (63 см - средняя окружность груди ребёнка в возрасте 10 лет, п - возраст ребёнка старше 10 лет) 3 см - среднее увеличение окружности груди за год.
Показатели физического развития ребёнка первого года жизни представлены в табл. 2-1.
В оценке физического развития детей известное значение имеет показатель разности между размером окружности груди и полуростом (показатель Эрисмана). При нормальном физическом развитии ребёнка первого месяца жизни эта разность не должна быть меньше 8 см. Обычно к концу года окружность груди превышает полурост на 10-11 см. У 7-летнего ребёнка эти величины сравниваются, в последующих возрастах окружность груди начинает отставать от полу- роста, а после полового созревания опять становится больше. Чем лучше физическое развитие ребёнка, тем позже окружность груди становится равной полуросту.
Для детей школьного возраста характерно интенсивное увеличение роста у девочек - с 11 до 15 лет, массы тела и окружности груди - с 12 до 16 лет. Рост мальчиков особенно увеличивается с 13 до 16 лет, масса тела и окружность груди - с 14 до 17 лет.
Рост, вес, окружность грудной клетки у мальчиков до 11 лет во всех возрастных группах несколько выше, чем у девочек, в 11 лет они сравниваются, затем девочки заметно обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 15 лет. В 15 лет рост мальчиков выше, чем девочек, а в 16 лет мальчики обгоняют девочек и по весу и по окружности груди, сохраняя в дальнейшем этот перевес.
Таблица 2-1. Показатели физического развития ребёнка первого года жизни
Возраст, мес | Масса тела,г | Месячная прибавка массы тела,г | Длина тела, см | Месячная прибавка роста, см | Окруж ность головы, см | Окружность груди,см |
При рожде нии | 3100-3400 | - | 50-51 | - | 34-35 | 32-34 |
1 | 3700-4100 | 600 | 54-55 | 3 | 36-37 | 35-36 |
2 | 4500-4900 | 800 | 55-59 | 3 | 38-39 | 37-38 |
3 | 5200-5600 | 800 | 60-62 | 2,5 | 40-41 | 39-40 |
4 | 5900-6300 | 750 | 62-65 | 2,5 | 41-42 | 41-42 |
5 | 6500-6800 | 700 | 64-68 | 2 | 42-43 | 43-44 |
6 | 7100-7400 | 650 | 66-70 | 2 | 43-44 | 45-46 |
7 | 7600-8100 | 600 | 68-72 | 2 | 43,5-44,5 | 45,5-46,5 |
8 | 8100-8500 | 550 | 69-74 | 2 | 44-45 | 46-47 |
9 | 8600-9000 | 500 | 70-75 | 1,5 | 44,5-45,5 | 46,-47,5 |
10 | 9100-9500 | 450 | 71-76 | 1,5 | 45-46 | 47-48 |
11 | 9500-10000 | 400 | 72-78 | 1,5 | 45,5-46,5 | 47,5-48,5 |
12 | 10000-10800 | 350 | 74-80 | 1,5 | 46-47 | 48-49 |
Пропорции детского тела
Для суждения о правильности развития ребёнка большое значение имеет оценка пропорций детского тела, так как отдельные части тела растут неравномерно в зависимости от различных возрастных периодов. У здорового новорождённого окружность головы больше окружности груди. Обратное соотношение возникает после полугола. У ребёнка с нормальным пропорциональным развитием эта разница исчисляется приблизительно количеством сантиметров, равным его возрасту (например, у ребёнка 5 лет окружность груди будет на 5 см больше окружности головы). Чем ребёнок младше, тем относительно короче его конечности, которые растут быстрее туловиша.
С возрастом изменения длины тела характеризуются разной степенью удлинения различных частей тела: за весь период роста длина нижних конечностей увеличивается приблизительно в 5 раз, верхних - в 4 раза, туловища - в 3 раза, а высота головы - в 2 раза. Высота головы у новорождённого составляет приблизительно 1/4 общей длины тела, у двухлетнего ребёнка - 1/5, у 6-летнего - 1/6, у 12-летнего - 1/7, у взрослого - 1/8. Если принять длину тела за 100%, то на общую высоту головы у новорождённого будет приходиться почти 25% длины тела (у взрослого — около 13%), длина ноги у новорождённого составляет 40% от длины тела (у взрослого - около 52%).
Длина туловища во все возрастные периоды отличается относительным постоянством и составляет около 40% от общей длины тела. Наиболее динамичны изменения двух сегментов— верхней части лица и длины ноги. Сумма этих сегментов для всех возрастов приблизительно одинакова и составляет около 60% длины тела, из них у новорождённого на верхнюю часть лица приходится 20% и на ноги — 40% (у взрослых соответственно 8% и 52%) длины тела. Таким образом, относительная высота верхней части лица, так же как и относительная длина ноги, - чувствительный индикатор возрастного изменения пропорций тела.
Показатель пропорционального развития ребёнка - соотношение между верхним и нижним сегментами тела: в первые недели оно составляет 1,7:1-1,5:1, в периоде пубертатного роста приближается к
единице.
Длина ног и рук у новорожденного несколько превышает одну , треть длины тела, тогда как у взрослых длина ног приблизительно равна половине роста, а длина рук около 45% длины тела; конечности у детей растут быстрее туловища. Окружность живота у конституционально нормальных детей должна быть меньше окружности
груди.
У детей раннего и дошкольного возраста постоянное соотношение j между размерами конечностей и грудной клетки: сумма окружноcтей бедра и голени равна утроенной окружности плеча и окружности груди. Наличие этих соотношений указывает на нормальную упитанность ребёнка и на правильное развитие у него мышечного аппарата.
Интенсивность, равномерность и правильность физического раз вития ребёнка определяются индивидуальными чертами, а также морфологическими и функциональными, зависящими от физиологических особенностей организма и условий внешней среды.
Физическое развитие ребёнка оценивают не только по массе тела,
росту, окружности головы, груди, но и по телосложению, осанке, форме стопы.
Осанка
Осанка - привычная поза, позволяющая без особого напряжения держать прямо туловище и голову. Лучше всего осанка видна, если посмотреть на стоящего ребёнка сбоку. В таком положении хорошо заметны естественные (физиологические) изгибы позвоночника. Чрезмерные или недостаточные естественные изгибы позвоночника свидетельствуют о неправильной осанке, что влечёт за собой нарушение функции позвоночника и другие неблагоприятные последствия. Нередко встречают сутуловатость, круглую спину, плоскую спину, седлообразную спину. Боковые искривления позвоночника называют сколиозами. Они бывают вызваны неправильным положением или держанием тела, вошедшим в привычку. Частой причиной сколиоза служит мышечная слабость. Физические упражнения и подвижные игры укрепляют мышцы, связочный аппарат, содействуя устранению сколиоза. Родители, «охраняющие» физически ослабленных детей от занятий физкультурой, совершают большую ошибку и вредят их здоровью. Большое значение имеет наблюдение за правильной осанкой детей дома во время еды, игр и занятий.
- Характеристика преддошкольного периода
- Психомоторное развитие детей преддошкольного возраста
- Сроки приобретения навыков самостоятельного приема пищи
- Социальное развитие детей преддошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка) в 1-3 года
- Основные жизненноважные потребности ребенка преддошкольного возраста
- Потребность быть здоровым
- Потребность во сне
- Потребность в безопасности
- Характеристика дошкольного периода
- Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста
- Социальное развитие ребенка дошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка)
- Основные жизненноважные потребности ребенка дошкольного возраста Потребность в игровой деятельности
- Потребность в пище
- Потребность в сне
- Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
- Подготовка детей к обучению в школе
- Анатомо-физиологнческие особенности и физическое развитие детей младшего школьного возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста
- Социальное развитие детей младшего школьного возраста
- Адаптация детей к коллективу (к школе)
- Оценка адаптации ребенка к школе
- Оценка адаптации школьников, приступивших к предметному обучению (5 класс)
- Сексуальность (половое развитие) детей младшего школьного возраста
- Характеристика периода подросткового и юношеского возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах):
- Стадии развития волосяного покрова на лобке (р):
- Стадии развития грудных желез (Ма):
- Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков в подростковом периоде
- Ранний подростковый (пубертатный) период –
- Физическое развитие в ранний подростковый период
- Психомоторное развитие в ранний подростковый период
- Социальное развитие в ранний подростковый период
- Сексуальное (половое) развитие в ранний подростковый период
- Средний подростковый период - 3-4-я стадия половой зрелости
- Физическое развитие в средний подростковый период
- Психомоторное развитие в средний подростковый период
- Социальное развитие в средний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в средний подростковый период
- Поздний подростковый или юношеский период –
- Физическое развитие в поздний подростковый период
- Психомоторное развитие в поздний подростковый период
- Социальное развитие в поздний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в поздний подростковый период
- Основные жизненноважные потребности в период школьного, подросткового и юношеского возраста Потребность в питании
- Потребность детей шкрлыюго возраста в основных пищевых веществах и энергии
- Потребность двигаться
- Потребность быть здоровым
- Потребность в сне
- Потребность в игровой деятельности, интересном досуге
- Потребность учиться
- Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни Профилактика школьной усталости
- Ситуации повышенного риска
- Подростковая депрессия
- Профилактика и лечение депрессии
- Подростковая беременность
- Проблемное поведение подростков
- Пристрастие к вредным привычкам
- Курение
- Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм
- Подростковая наркомания
- Агрессивное поведение
- Суицидальное поведение
- Диета здорового ребёнка
- Питание детей первого года жизни
- Питание детей старше года
- Питание детей школьного возраста
- Глава 2 Комплексная оценка состояния здоровья ребёнка
- Длина тела в различные периоды детства
- Форма грудной клетки
- Форма стопы
- Методика антропометрических исследований
- Измерения различных частей тела
- Оценка физического развития