Питание детей старше года
Питание детей раннего возраста.
Питание детей 1-3 лет переходное - от вскармливания младенца к питанию взрослого человека. Процессы роста в этот период протекают существенно медленнее, чем в грудном возрасте. В 1-3 года по мере прорезывания молочных зубов (к 2 годам у ребёнка прорезывается 20 зубов) и совершенствования функций желудочно-кишечного тракта в рацион ребёнка вводят всё больше твёрдой пищи и осуществляют постепенный переход ко всё более «взрослому» рациону питания. Суточный объём питания в 1-1,5 года равен 1000-1100 мл,
в 1,5-3 года - 1200-1500 мл, величина разового приёма пищи может составлять 100-200 г, что следует учитывать при составлении меню для детей 2-3-летнего возраста. Потребность в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела в возрасте 1-3 лет меньше, чем в грудном возрасте. Средняя суточная потребность в белках, жирах, углеводах, калориях составляет: 53 г, 53 г, 212 г, 1540 ккал соответственно. Соотношение между белками, жирами, углеводами должно быть: 1:1:4. Суточная калорийность распределяется следующим образом: завтрак - 25%, обед - 35-40%, полдник - 10-15%, ужин - 25%. Для детей старше года физиологичным считают 4-5-разовое питание. Цельные куски пищи для детей 1-1,5-летнего возраста должны быть размером не более 2-3 см, а предпочтение надо отдавать блюдам кашицеобразной консистенции. В возрасте 1-1,5 года пищу дают в протёртом виде; с 1,5 лет вводят разваренные каши, запеканки, тушёные овощи, с 2 лет можно давать салаты, овощное рагу, рыбу (кусочками) без костей. Последние годы выпускают специализированные продукты для детей в возрасте 1-3 лет. В их число входят сухие молочные напитки, сухие каши быстрого приготовления, мясорастительные и рыборастительные консервы, овощные и плодовоовощные консервы. В продуктовом наборе этой группы детей должны присутствовать все группы пищевых продуктов: нежирные сорта говядины, куры, молоко и молочные продукты, крупы, при хорошей переносимости можно включать в рацион орехи, грибы, мёд. Яйца не чаще 1-2 раз в неделю (профилактика аллергического диатеза), ограничение сахара, не рекомендуются шоколад, икра, крепкие мясные, куриные бульоны, апельсины, мандарины, округлые по форме твёрдые фрагменты пищи (опасность асфиксии). Молоко и I молочные продукты включаются в питание детей этого возраста 3-4 раза в день. Профилактике дефицита железа способствуют потребление мясных блюд в сочетании с мясными гарнирами, содержащими витамин С, а также потребление фруктов, плодово-ягодных соков. Особенностью продуктового набора для этой группы детей может быть большая доля молока и молочных продуктов по сравнению со старшими детьми и взрослыми. Необходимо ограничивать животные жиры по сравнению с растительными. Необходимо обеспечить высокую нутриентную плотность пищи, путём ограничения сахара | и других сладостей, имеющую значение в профилактике кариеса. На формирование предпочтений в пище основное влияние оказывает питание семьи или организация питания в детском учреждении, которое посещает ребёнок. Одна из проблем в питании детей этой возрастной группы — проблема аппетита. Хороший аппетит грудного ребёнка может смениться частым его отсутствием в возрасте после года, что вызывает волнение, тревогу у родителей. Пища должна нравиться ребёнку, должна быть полноценной, сбалансированной, удовлетворяющей потребности растущего организма.
Основное правило приготовления пищи в этом возрасте: пища должна быть кашицеобразная, приготовленная на пару, применяется тушение, отваривание, не рекомендуются жареные блюда. Только разнообразие пищи, смесь растительных и животных продуктов позволяют обеспечить полноценное питание. Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. К каждому новому блюду ребёнка нужно приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Обстановка во время еды должна быть приятной, спокойной; суета и нервозность могут ухудшить аппетит. Не рекомендуется на стол ставить сразу же все блюда. Необходимо правильно составлять меню ребёнка. Блюда из мяса и рыбы лучше подавать на завтрак и обед, крупяные, молочные, овощные продукты - на ужин. Правило здорового и рационального питания - разнообразное питание с применением всех групп пищевых продуктов, обеспечивающих потребности ребёнка в пищевых веществах и энергии.
Воспитание у ребёнка опрятности, навыков при приёме пищи
С момента введения прикорма (4-6 мес) ребёнку надо мыть руки перед каждым кормлением, вырабатывая, таким образом гигиенический навык.
С 4,5-5 мес. приучать ребёнка есть с ложки.
С 6,5-7 мес. - есть самостоятельно (во время кормления давать ребёнку кусочек белого хлеба, печенья).
С 7-8 мес. - пить из чашки (сначала чашку держит взрослый, а потом сам ребёнок, в 12 мес. - самостоятельно пьёт из чашки).
С 8-9 мес. во время кормления сажать на специальный стульчик с высокой спинкой, подлокотниками и подставкой для ног.
Приучать к аккуратности и выработке отрицательного отношения к неопрятности во время еды (во время кормления ребёнк первого года жизни надо следить, чтобы его лицо и одежда были чистыми).
С 1 года 2 мес. во время кормления давать ребёнку в руку десертную или чайную ложку, направляя ему в рот своей рукой (ребёнок сначала держит ложку в кулачке).
С 1 года 4 мес. побуждать ребёнка есть самостоятельно густую пищу, а затем жидкую, помогать регулировать движения, учить самостоятельно пользоваться салфеткой.
В 1 год 6 мес. ребёнок ест ложкой любую пищу, но ещё нередко проливает её, пользуется сам салфеткой при напоминании.
К 2 годам ест аккуратно, не обливается, пользуется салфеткой без напоминания.
В течение 2-3-го года приучать детей с помощью словесных указаний и собственного примера к культурному поведению за столом (держать ложку в правой руке, а хлеб - в левой, не размачивать хлеб в супе, чае, не выходить из-за стола с полным ртом, говорить «спасибо» и т.д.).
С 2 лет необходимо использовать зубную пасту для молочных зубов, до 2 лет протирать десна и прорезавшиеся зубки стерильной ваткой, смоченной в растворе глюконата кальция из готовой ампулы или в растворе, приготовленном самостоятельно (1 таблетка глюконата кальция, разведённая кипячёной водой до состояния жидкой сметаны).
Основные правила, которых должны придерживаться родители
Не обещайте ребёнку какое-либо поощрение, если он поест (тем самым формируется зависимость от еды), лучше привлекать внимание к еде необычным оформлением блюда.
За едой не отвлекайте ребёнка чтением книг, просмотром телевизионных передач.
Не затягивайте процесс приёма пищи (он должен длиться в среднем 20-30 мин).
Не разрешайте детям перед основным приёмом пищи (обед, ужин) есть конфеты, печенье, пить газированную воду и т.д.
Осторожно относитесь к лакомствам (яркие конфеты, напитки) с искусственными пищевыми красителями и консервантами, оказывающим неблагоприятное влияние на поведение детей, проявляющееся неадекватным поведением (капризность, неусид- чивость, невозможность сосредоточиться).
В рацион вводите фрукты, овощи, соки.
При постоянном отсутствии аппетита обратитесь к врачу.
Питание детей дошкольного возраста
Питание детей дошкольного возраста должно быть полноценным, разнообразным по составу продуктов и полностью удовлетворять физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах.
Желудочно-кишечный тракт у детей дошкольного возраста достигает значительного развития. Длина пищевода в возрасте от 2 до 5 лет увеличивается с 13 до 16 см, продолжает увеличиваться ёмкость желудка, увеличивается длина и площадь поверхности кишечника, нарастают масса и размеры поджелудочной железы, печени. Пищеварительные соки, вырабатываемые желудком и кишечником, содержат достаточное количество ферментов, способных переваривать довольно разнообразную пищу животного и растительного происхождения. Поэтому питание детей старше 3-4 лет мало чем отличается от питания взрослых. За завтраком и ужином ребёнок должен получать по 25% общей суточной калорийности пищи, в обед - 35-40%, в полдник - 10-15%. Детям не следует давать крепкий чай, кофе, острые соусы. Приправой могут служить лук, чеснок, петрушка и другая зелень. Необходимо ограничить приём крепких бульонов, шоколада, шоколадных конфет, тортов, пирожных, апельсинов, мандаринов. Ребёнок нуждается в достаточном количестве витаминов, белков, углеводов. Блюда из мяса и рыбы предпочтительнее давать на завтрак и обед, блюда из крупы и творога, молочные и овощные продукты - на ужин.
С 3 лет дети могут есть вполне самостоятельно. При этом необходимо обратить внимание родителей на строгое соблюдение ребёнком режима питания - должно быть 4-5 основных приёмов пищи, между которыми проходит 3-4 ч, кормить ребёнка следует не раньше чем через 30 мин после подвижных игр или прогулки, ужинать он должен за 2 ч до сна.
В дошкольных учреждениях с 12-14-часовым содержанием дети получают трёхразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточной потребности в энергии. Завтрак составляет 20-25%, обед - 35-40%, полдник - 15-20% суточной потребности в энергии и основных пищевых веществах. При круглосуточном содержании предусматривается четвертый приём пищи - ужин, составляющий 25% суточной потребности в энергии и пищевых веществах. Для планирования питания детей в дошкольных учреждениях составляется рекомендуемый среднесуточный продуктовый набор, в соответствии с которым разрабатывается меню. Меню должно быть построено таким образом, чтобы ежедневно в рационе ребёнка присутствовали все группы пищевых продуктов. Меню подразумевает большое вкусовое разнообразие блюд и способов приготовления. Для дошкольных образовательных учреждений с дневным пребыванием достаточно за,7-10-дневных меню, при круглосуточном пребывании в детских домах и школах-интернатах предпочтительнее иметь 10-14-дневные меню, предполагающие большое разнообразие блюд. Для правильного построения меню следует учитывать рекомендуемые суточные (1700-1850 г) и разовые объёмы пищи (150-200 г) для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Целесообразно в детских дошкольных учреждениях иметь картотеки блюд, включающие раскладку и пищевую ценность (энергия, белки, жиры, углеводы). Картотека помогает рассчитывать пищевую ценность рационов, равноценно производить замену блюд, контролировать качество питания детей. На сложные блюда, необходимо иметь технологические карты. На основании перспективного составляется ежедневное меню - раскладка, в которой указывается наименование блюд, количество продуктов, входящих в состав каждого блюда, масса каждой порции (выход блюда). Желательно, чтобы меню детского дошкольного учреждения было доступно родителям, для учёта того, что ребёнок ел в течение дня, в целях его дополнения при кормлении ребёнка дома.
Рацион питания дошкольников не всегда отвечает возрастным потребностям. Несбалансированность, недостаточное количество мясных, молочных продуктов, рыбы, фруктов и овощей может стать причиной гипокальциемии и как следствие - формирования нарушений осанки, плоскостопия и др. Дошкольный возраст - критический период развития нарушений микронутриентного обмена, поэтому необходима индивидуальная коррекция питания путём включения в рацион детей с нарушением осанки и сколиозом витаминизированных продуктов, обогащённых кальцием.
В детских дошкольных учреждениях нужно обязательно проводить витаминизацию пищи третьих блюд аскорбиновой кислотой в виде таблеток или порошка непосредственно перед раздачей питания в группы (40 мг на ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет), а также 2 раза в год витаминизацию фитопрепаратом «Энерготон», который содержит концентрированные натуральные соки из плодов пищевых растений (виноградный, яблочный, черноплодно-рябиновый) и экстракты из лекарственных растений. Напиток готовят на пищеблоке. «Энерготон» добавляют в чай, компот один раз в день по 10 мл. В меню вводят йогурты, витаминные напитки («Золотой шар», «Витанова» и др.) В качестве натурального заменителя сахара рекомендуется мёд. Следует исключить из меню такие виды пищи, которые могут привести к асфиксии (куски колбасы, сосиски, виноград, сырые овощи, орехи, карамель, жевательная резинка, леденцовые конфеты и др.). Приём пищи у детей раннего возраста должен проходить под контролем персонала.
- Характеристика преддошкольного периода
- Психомоторное развитие детей преддошкольного возраста
- Сроки приобретения навыков самостоятельного приема пищи
- Социальное развитие детей преддошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка) в 1-3 года
- Основные жизненноважные потребности ребенка преддошкольного возраста
- Потребность быть здоровым
- Потребность во сне
- Потребность в безопасности
- Характеристика дошкольного периода
- Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста
- Социальное развитие ребенка дошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка)
- Основные жизненноважные потребности ребенка дошкольного возраста Потребность в игровой деятельности
- Потребность в пище
- Потребность в сне
- Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
- Подготовка детей к обучению в школе
- Анатомо-физиологнческие особенности и физическое развитие детей младшего школьного возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста
- Социальное развитие детей младшего школьного возраста
- Адаптация детей к коллективу (к школе)
- Оценка адаптации ребенка к школе
- Оценка адаптации школьников, приступивших к предметному обучению (5 класс)
- Сексуальность (половое развитие) детей младшего школьного возраста
- Характеристика периода подросткового и юношеского возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах):
- Стадии развития волосяного покрова на лобке (р):
- Стадии развития грудных желез (Ма):
- Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков в подростковом периоде
- Ранний подростковый (пубертатный) период –
- Физическое развитие в ранний подростковый период
- Психомоторное развитие в ранний подростковый период
- Социальное развитие в ранний подростковый период
- Сексуальное (половое) развитие в ранний подростковый период
- Средний подростковый период - 3-4-я стадия половой зрелости
- Физическое развитие в средний подростковый период
- Психомоторное развитие в средний подростковый период
- Социальное развитие в средний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в средний подростковый период
- Поздний подростковый или юношеский период –
- Физическое развитие в поздний подростковый период
- Психомоторное развитие в поздний подростковый период
- Социальное развитие в поздний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в поздний подростковый период
- Основные жизненноважные потребности в период школьного, подросткового и юношеского возраста Потребность в питании
- Потребность детей шкрлыюго возраста в основных пищевых веществах и энергии
- Потребность двигаться
- Потребность быть здоровым
- Потребность в сне
- Потребность в игровой деятельности, интересном досуге
- Потребность учиться
- Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни Профилактика школьной усталости
- Ситуации повышенного риска
- Подростковая депрессия
- Профилактика и лечение депрессии
- Подростковая беременность
- Проблемное поведение подростков
- Пристрастие к вредным привычкам
- Курение
- Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм
- Подростковая наркомания
- Агрессивное поведение
- Суицидальное поведение
- Диета здорового ребёнка
- Питание детей первого года жизни
- Питание детей старше года
- Питание детей школьного возраста
- Глава 2 Комплексная оценка состояния здоровья ребёнка
- Длина тела в различные периоды детства
- Форма грудной клетки
- Форма стопы
- Методика антропометрических исследований
- Измерения различных частей тела
- Оценка физического развития