Социальное развитие детей преддошкольного возраста
Со 2-го года жизни ребенок вступает в период, когда, подражая взрослым, энергично осваивает окружающее его пространство. Он исследует шкафы, ящики и полки, пытается изучать все, находящееся в пределах его досягаемости.
В этот период четко проявляются индивидуальные черты характера, малыш активно вступает в контакт с окружающим миром, взрослыми и детьми, очень любознателен и подвижен. Постепенно малыш начинает сознавать, что он - личность, знает свое имя и с удовольствием разглядывает свои фотографии.
В течение 2-го года жизни начинает подражать поведению не только матери, но и других лиц, включая братьев, сестер, сверстников.
Он настойчиво стремится к независимости, постоянно заявляя о своих желаниях. В это время следует способствовать формированию самосознания и его стремления к самостоятельности. Нужно постараться помочь ему, насколько возможно: покупать такую одежду, чтобы он сам мог ее надевать, сделать пониже вешалку, поставить скамеечку перед умывальником и пр. Необходимо поощрять желание малыша помогать взрослым. Выполняя несложные просьбы (разложить на столе ложки и вилки перед едой, подмести пол на кухне, прибрать игрушки), он чувствует, что от него в доме есть польза. Ведь «помощь» для него - это игра, а не принуждение. Стоит предоставлять ему возможность принимать самостоятельные решения, которые дают ощущение способности распоряжаться собой (пусть сам выберет одежду, маршрут прогулки). При этом ребенок должен чувствовать, что он - особенный, его любят, и он заслуживает любви. Именно уверенность в этом помогает ему быть эмоционально устойчивым и сохранять это качество вне дома. Внушать такую уверенность можно разными способами: обнять и приласкать, когда он в этом нуждается, не забывать говорить, что его любят. Нужно уважать его чувства, хвалить малыша за каждое новое достижение, заинтересованно слушать, когда он говорит. Когда ребенку плохо, он должен найти утешение у близких ему людей.
3-й год жизни ребенка - «пик конфликтов», в этом возрасте истеричные выходки и слезы случаются чаще всего. Если ребенок всем доволен, он спокоен и ведет себя хорошо. Но иногда ему хочется выяснить, где проходят границы терпения родителей, то есть, как далеко он может при этом зайти. Нередко его плохое поведение - всего лишь способ привлечь к себе внимание взрослых. Реагировать на конфликты надо сразу: существует золотое правило - «действуй без промедления». Устранить причину конфликта чаще всего просто: надо быстро убрать отвергаемую еду или игрушку, из-за которой возник конфликт, увести малыша, сказав ему твердое «нет», одновременно переключив его внимание на что-то другое. Обычно нужно настоять на своем, чтобы ребенок понял, что вести себя, как он хочет, ему не позволят. Лучший способ борьбы с капризами и ревом их полное игнорирование. Если никак не реагировать, то они скоро прекратятся. Игнорировать надо даже истерику: если ребенок уже катается по полу - нужно проявлять спокойствие и не уступать.
Родители, как правило, не оставляют без внимания плохие поступки ребенка - это очень простой и малоэффективный метод воспитания. Если ребенка часто шлепать за непослушание, он будет бить других детей, когда ему в них что-то не понравится. Постепенно он начинает понимать, что силой можно заставить других делать то, чего они не хотят. При этом его неудовлетворенность может проявляться агрессией, направленной против людей, животных, предметов обихода и иных вещей. Нужно своевременно объяснять, что и почему не следует делать, даже если малыш еще слишком мал, чтобы все понять. Таким образом, в преддошкольный период у ребенка уже четко проявляются характер и поведение, поэтому его часто называют «периодом упущенных возможностей».
Нельзя позволять ребенку добиваться чего-либо путем агрессии или грубостью, иначе это войдет у него в привычку. Родители не должны быть грубыми с ребенком, но требовать послушания необходимо. Пока малыш не привыкнет общаться и играть с другими детьми, он на первых порах у всех все отнимает, поэтому, его нужно учить делиться и быть добрее. Некоторые дети так и остаются грубыми и драчливыми, а в результате - нелюбимыми в кругу своих сверстников. Всем своим отношением родители должны показывать ребенку, что плохими являются его поступки, а не он сам, при этом нужно вмешиваться в конфликт, останавливать его, проявляя твердость. Он будет беспрекословно слушаться и с готовностью все выполнять, если постараться не принуждать его, а убеждать, но для этого нужно самим быть последовательными и в словах, и делах.
- Характеристика преддошкольного периода
- Психомоторное развитие детей преддошкольного возраста
- Сроки приобретения навыков самостоятельного приема пищи
- Социальное развитие детей преддошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка) в 1-3 года
- Основные жизненноважные потребности ребенка преддошкольного возраста
- Потребность быть здоровым
- Потребность во сне
- Потребность в безопасности
- Характеристика дошкольного периода
- Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста
- Социальное развитие ребенка дошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка)
- Основные жизненноважные потребности ребенка дошкольного возраста Потребность в игровой деятельности
- Потребность в пище
- Потребность в сне
- Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
- Подготовка детей к обучению в школе
- Анатомо-физиологнческие особенности и физическое развитие детей младшего школьного возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста
- Социальное развитие детей младшего школьного возраста
- Адаптация детей к коллективу (к школе)
- Оценка адаптации ребенка к школе
- Оценка адаптации школьников, приступивших к предметному обучению (5 класс)
- Сексуальность (половое развитие) детей младшего школьного возраста
- Характеристика периода подросткового и юношеского возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах):
- Стадии развития волосяного покрова на лобке (р):
- Стадии развития грудных желез (Ма):
- Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков в подростковом периоде
- Ранний подростковый (пубертатный) период –
- Физическое развитие в ранний подростковый период
- Психомоторное развитие в ранний подростковый период
- Социальное развитие в ранний подростковый период
- Сексуальное (половое) развитие в ранний подростковый период
- Средний подростковый период - 3-4-я стадия половой зрелости
- Физическое развитие в средний подростковый период
- Психомоторное развитие в средний подростковый период
- Социальное развитие в средний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в средний подростковый период
- Поздний подростковый или юношеский период –
- Физическое развитие в поздний подростковый период
- Психомоторное развитие в поздний подростковый период
- Социальное развитие в поздний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в поздний подростковый период
- Основные жизненноважные потребности в период школьного, подросткового и юношеского возраста Потребность в питании
- Потребность детей шкрлыюго возраста в основных пищевых веществах и энергии
- Потребность двигаться
- Потребность быть здоровым
- Потребность в сне
- Потребность в игровой деятельности, интересном досуге
- Потребность учиться
- Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни Профилактика школьной усталости
- Ситуации повышенного риска
- Подростковая депрессия
- Профилактика и лечение депрессии
- Подростковая беременность
- Проблемное поведение подростков
- Пристрастие к вредным привычкам
- Курение
- Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм
- Подростковая наркомания
- Агрессивное поведение
- Суицидальное поведение
- Диета здорового ребёнка
- Питание детей первого года жизни
- Питание детей старше года
- Питание детей школьного возраста
- Глава 2 Комплексная оценка состояния здоровья ребёнка
- Длина тела в различные периоды детства
- Форма грудной клетки
- Форма стопы
- Методика антропометрических исследований
- Измерения различных частей тела
- Оценка физического развития