logo
Характеристика преддошкольного периода

Социальное развитие в поздний подростковый период

С 18 лет юноши и девушки в социальном плане переходят в катего­рию взрослых и допускаются к началу трудовой деятельности без льгот и ограничений. Выбор профессии и будущая профессиональная подготов­ка являются ответственным периодом в жизни подростков. Продолжи­тельная учеба в школе, а затем в специальном среднем учебном заведе­нии или вузе задерживает их социальное созревание. К тому же они, как правило, в течение длительного времени сохраняют материальную зави­симость от родителей. Несмотря на категоричность своих суждений, они начинают охотнее общаться с родителями. Мятежность раннего подрост­кового возраста проходит, постепенно подросток возвращается в семью. Это происходит еще и потому, что поздний подростковый период - это период эмоционального кризиса, и 17-18-летние юноши и девушки на­чинают ценить такие качества, как поддержка, преданность и доверие.

Подростковый период часто рассматривают как «репетицию» взрослых ролей, естественно, что вначале эти попытки неумелые, час­то безуспешные. Подростки и родители должны понимать, что стано­вятся участниками очень важного периода своей жизни - процесса от­деления детей от родителей. Это значит, что наступает заключитель­ная фаза процесса роста и развития - созревание «взрослых» детей и переход их к взрослой жизни. Изменение отношений, до того более тесных, время от времени будет проявляться в виде тревоги и угнетен­ного состояния родителей и их «взрослых» детей. Родительские уста­новки могут быть разными - дающими полную свободу своим «взрос­лым» детям или направленно ограничивающими. Однако безразличие родителей, в равной степени как и гиперопека, отрицательно сказыва­ется на последующих взаимоотношениях между ними и детьми.

Признаками окончания подросткового периода являются дос­таточная степень зрелости и развития, становление психологиче­ских процессов или такие социальные маркеры, как экономическое или социальное отделение юношей и девушек от семьи.