Потребность детей шкрлыюго возраста в основных пищевых веществах и энергии
Таблица 11
Пищевые вещества | Возраст детей | |||||
7-10 лет | 11-13 лет | 14-17 лет | ||||
| Мальчики | Девочки | Юноши | Девушки | ||
Белки, г | 79 | 93 | 85 | 100 | 90 | |
в том числе животные | 47 | 56 | 51 | 60 | 54 | |
Жиры, г | 79 | 93 | 85 | 100 | 90 | |
в том числе растительные | 16 | 19 | 17 | 20 | 18 | |
Углеводы, г | 315 | 370 | 340 | 400 | 360 | |
Энергетическая ценность, ккал | 2300 | 2700 | 2450 | 3000 | 2600 |
В пищевой рацион школьников и подростков должны входить следующие продукты: мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Они должны быть в рационе ежедневно и в достаточных количествах. Следует стремиться к максимальному разнообразию продуктов питания, рацион желательно разнообразить широким ассортиментом круп, разнообразных овощей, фруктов, зелени, соков, молочнокислых продуктов, мяса, субпродуктов, различных сортов рыбы и других морепродуктов. Такой принцип составления меню обеспечит лучшую сбалансированность рациона, в известной степени гарантирует содержание в нем всех необходимых для растущего организма пищевых веществ.
Для правильного развития, сохранения высокой работоспособности большое значение имеет правильный режим питаиия, так как школьники, особенно старшего возраста, выходя из-под опеки родителей, нередко нарушают его. Нужно воспитывать у них осмысленное отношение к своему здоровью, которое может впоследствии серьезно пострадать от ставшего привычным нерегулярного и нерационального питания. Срывы в режиме питания приводят к расстройству работы пищеварительной системы. В этом случае не происходит достаточной выработки пищеварительных соков, пища переваривается слабо, долго задерживается в желудочно-кишечном тракте и раздражает слизистые оболочки желудка и кишечника. Все это способствует развитию ряда хронических заболеваний (гастрита, энтерита, колита).
Режим питания для каждой возрастной группы детей устанавливают на основании ритмичности работы системы пищеварения. У детей школьного возраста пища покидает желудок приблизительно через 4-5 часов, поэтому перерывы не должны быть больше этого времени. Обычно школьникам нужно 4-5 приемов пищи в сутки, но это также зависит от особенностей нагрузки в школе, занятий спортом и других факторов. Нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка есть в строго определенные часы.
При составлении рационов питания следует следить за правильным распределением потребляемых продуктов и калорийностью пищи в течение суток. Школьникам в первую половину дня лучше давать продукты с большим содержанием белка, а на ужин - в основном, молочно-растительные блюда.
Распределение калорийности рациона питания в течение суток:
Завтрак - 25%.
Школьный завтрак (или полдник) - 10-15%.
Обед-35-40%.
Ужин-25%.
Следует обеспечивать достаточное разнообразие пищевого рациона школьника, следить за тем, чтобы одни и те же блюда не повторялись в течение дня, а в течение недели - не более 2-3 раз.
Завтрак имеет существенное значение: организм ребенка усиленно расходует энергию утром, так как в это время он наиболее активно работает и, соответственно, должен получать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергетических затрат. Завтрак должен состоять из горячего блюда - творожное, яичное, мясное, крупяное. В качестве питья желательно дать горячее молоко, кофейный напиток на молоке или зеленый чай с молоком. Хорошим дополнением к утреннему завтраку являются свежие фрукты или овощи. Очень важно, чтобы дети завтракали в школе. Прием пищи организуется, обычно, во время второй перемены (горячее или молочно-фруктовое блюдо). Дети, получающие в школе завтрак, меньше утомляются, легче справляются со школьной нагрузкой.
На обед следует давать большое количество овощей в виде салатов, горячее первое блюдо и полноценное высококалорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром. На третье - фруктовый сок, компот из сухофруктов или кисель из ягод.
Ужин должен состоять из молочных, крупяных, овощных, творожных, яичных блюд. Желательно включать свежие овощи и фрукты, значительно повышающие биологическую ценность пищи. Если необходимо обеспечить ребенка более калорийным питанием (при повышенных нагрузках), нужно включить в рацион стакан кефира или йогурта и кондитерские изделия (2-й ужин).
В последнее время все более острой становится проблема детского ожирения. Это связано с большой доступностью высококалорийной пищи. Помимо этого, дети испытывают постоянное влияние средств массовой информации в виде рекламы и соблазн попробовать «неполезные» продукты. Они легко насыщаются продуктами с большим содержанием сахара и крахмала, которые дают лишь «пустые» калории и не способствуют росту организма. Необходимо учить детей правильно выбирать продукты питания, полезные для организма, ограничивать потребление жиров с большим содержанием насыщенных жирных кислот, рекомендовать есть больше овощей и фруктов, которые богаты сложными углеводами.
- Характеристика преддошкольного периода
- Психомоторное развитие детей преддошкольного возраста
- Сроки приобретения навыков самостоятельного приема пищи
- Социальное развитие детей преддошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка) в 1-3 года
- Основные жизненноважные потребности ребенка преддошкольного возраста
- Потребность быть здоровым
- Потребность во сне
- Потребность в безопасности
- Характеристика дошкольного периода
- Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста
- Социальное развитие ребенка дошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка)
- Основные жизненноважные потребности ребенка дошкольного возраста Потребность в игровой деятельности
- Потребность в пище
- Потребность в сне
- Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
- Подготовка детей к обучению в школе
- Анатомо-физиологнческие особенности и физическое развитие детей младшего школьного возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста
- Социальное развитие детей младшего школьного возраста
- Адаптация детей к коллективу (к школе)
- Оценка адаптации ребенка к школе
- Оценка адаптации школьников, приступивших к предметному обучению (5 класс)
- Сексуальность (половое развитие) детей младшего школьного возраста
- Характеристика периода подросткового и юношеского возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах):
- Стадии развития волосяного покрова на лобке (р):
- Стадии развития грудных желез (Ма):
- Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков в подростковом периоде
- Ранний подростковый (пубертатный) период –
- Физическое развитие в ранний подростковый период
- Психомоторное развитие в ранний подростковый период
- Социальное развитие в ранний подростковый период
- Сексуальное (половое) развитие в ранний подростковый период
- Средний подростковый период - 3-4-я стадия половой зрелости
- Физическое развитие в средний подростковый период
- Психомоторное развитие в средний подростковый период
- Социальное развитие в средний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в средний подростковый период
- Поздний подростковый или юношеский период –
- Физическое развитие в поздний подростковый период
- Психомоторное развитие в поздний подростковый период
- Социальное развитие в поздний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в поздний подростковый период
- Основные жизненноважные потребности в период школьного, подросткового и юношеского возраста Потребность в питании
- Потребность детей шкрлыюго возраста в основных пищевых веществах и энергии
- Потребность двигаться
- Потребность быть здоровым
- Потребность в сне
- Потребность в игровой деятельности, интересном досуге
- Потребность учиться
- Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни Профилактика школьной усталости
- Ситуации повышенного риска
- Подростковая депрессия
- Профилактика и лечение депрессии
- Подростковая беременность
- Проблемное поведение подростков
- Пристрастие к вредным привычкам
- Курение
- Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм
- Подростковая наркомания
- Агрессивное поведение
- Суицидальное поведение
- Диета здорового ребёнка
- Питание детей первого года жизни
- Питание детей старше года
- Питание детей школьного возраста
- Глава 2 Комплексная оценка состояния здоровья ребёнка
- Длина тела в различные периоды детства
- Форма грудной клетки
- Форма стопы
- Методика антропометрических исследований
- Измерения различных частей тела
- Оценка физического развития