logo
Характеристика преддошкольного периода

Основные жизненноважные потребности в период школьного, подросткового и юношеского возраста Потребность в питании

Большие затраты энергии, значительное умственное и физиче­ское напряжение требуют соответствующего обеспечения организ­ма пищевыми веществами. Нарушения питания в этом возрастном периоде могут привести к серьезным отклонениям в жизнедеятель­ности организма, в том числе к расстройствам функций ЦНС, пи­щеварительной и сердечно-сосудистой систем, поэтому обеспече­ние школьников рациональным полноценным питанием является одним из основных условий их правильного роста и развития.

Под рациональным питанием в данном случае понимается такое питание, когда пища полностью удовлетворяет повышенные энергети­ческие, пластические и другие потребности развивающегося организма.

Потребности в пищевых веществах меняются в зависимости от возраста, пола, условий жизни детей. Наиболее важным для растуще­го организма является достаточное поступление полноценного белка.

Белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества белков, а в случае повышенной нагруз­ки ребенка - желательно повышать до 60%.

Дефицит белка, особенно животного происхождения, может вызвать нарушения функции коры головного мозга, переутомле­ние, снижение трудоспособности, ухудшение успеваемости.

Потребность в жирах восполняется полноценными животными и растительными жирами (сливочным и растительными маслами). Жиры растительного происхождения должны составлять до 20% от общего количества жиров в рационе.

Потребность в углеводах относительно выше, чем в другие возрастные периоды, так как более активно протекают обменные процессы, в значительной степени повышается умственная и физи­ческая нагрузка.

Большие энергетические затраты отмечаются во время занятий и связаны с интенсивной умственной деятельностью, физическими упражнениями. В подростковом периоде потребность в энергии увеличивается в связи с усиленной деятельностью желез внутрен­ней секреции, особенно щитовидной железы.

В этом возрасте отмечаются отчетливые различия в энергети­ческих затратах в зависимости от пола: у девочек расход энергии достигает максимума в 12-13-летнем возрасте, а затем несколько снижается, у мальчиков увеличение расхода энергии происходит несколько позже (в 14-15 лет) и остается на высоком уровне до зрелого возраста.