logo
Характеристика преддошкольного периода

Оценка адаптации ребенка к школе

В основу оценки адаптации к школе у детей 6-7-ми лет поло­жены различные клинические критерии.

У 6-летних первоклассников оценка течения адаптации пред­полагает учет нарушении здоровья (заболеваемости).

Характеристика видов адаптации к школе детей в возрасте 6-ти лет:

  1. Неблагоприятная адаптация - недостаточная прибавка массы тела (900г и менее), снижение содержания гемогло­бина (116 г/л и ниже), понижение остроты зрения, рост ост­рой заболеваемости.

  2. Среднеблагоприятная адаптация - наличие отдельных вышеперечисленных сдвигов.

  3. Благоприятное течение адаптации - отсутствие изменений.

У 7-летних первоклассников течение адаптации к школе оце­нивается по выраженности и продолжительности невротиче­ских реакций.

Характеристика видов адаптации к школе детей в возрасте 7-ми лет:

  1. Неблагоприятная адаптация - значительная выражен­ность симптоматики, близкой к неврозу.

  2. Среднеблагоприятная адаптация - умеренная выражен­ность невротических реакций на протяжении трех четвер­тей с дальнейшим ослаблением их проявления к концу учебного года.

  3. Благоприятное течение адаптации - отсутствие или сла­бая выраженность невротических реакций в течение первых двух четвертей учебного года.

Медицинская сестра школы ведет лист наблюдения за адапта­цией первоклассника в школе, отмечая динамику состояния здоро­вья по результатам медицинского наблюдения и анкетирования ро­дителей. В конце каждой четверти дается медико-педагогическая оценка течения адаптации (благоприятная, среднеблагоприятная, неблагоприятная) с соответствующими медико-педагогическими рекомендациями по ее облегчению.

См. Приложение № 14 «Лист наблюдения за адаптацией пер­воклассника в школе» и «Анкета для выявления пограничных со­стояний нервно-психических расстройств у школьников младшего возраста».

Период с 8 до 12 лет считают наиболее спокойным в развитии высшей нервной деятельности. У детей улучшается память, повыша­ются интеллект и волевые качества. Обучение в школе дисциплини­рует их, приучает к самостоятельности и подчинению интересам коллектива. В этом возрасте у ребенка начинают формироваться чувства долга, ответственности, необходимости завершения начато­го дела. В этот период могут нарушиться взаимоотношения между детьми и родителями, когда последние считают, что их ребенок не оправдывает возложенных на него надежд. Если ребенок не смог достичь высокого «уровня», воздвигнутого одним из родителей, то у него может развиться чувство неполноценности, депрессия или аг­рессивность. Возможно, формирование антисоциального поведения, если другим путем ребенок не может достичь своего признания.

По мере продолжения обучения в школе ребенок начинает ста­новиться все более независимым и вне дома пытается усваивать стандарты поведения группы сверстников. Эта смена интересов часто становится причиной беспокойства родителей, а если возник­шие до этого проблемы между детьми и взрослыми не были полно­стью разрешены, то и приспособительные реакции вне дома у де­тей тоже могут страдать, им часто трудно найти взаимопонимание среди сверстников, они боятся быть отвергнутыми, у них может развиться комплекс неполноценности.