Оценка адаптации ребенка к школе
В основу оценки адаптации к школе у детей 6-7-ми лет положены различные клинические критерии.
У 6-летних первоклассников оценка течения адаптации предполагает учет нарушении здоровья (заболеваемости).
Характеристика видов адаптации к школе детей в возрасте 6-ти лет:
Неблагоприятная адаптация - недостаточная прибавка массы тела (900г и менее), снижение содержания гемоглобина (116 г/л и ниже), понижение остроты зрения, рост острой заболеваемости.
Среднеблагоприятная адаптация - наличие отдельных вышеперечисленных сдвигов.
Благоприятное течение адаптации - отсутствие изменений.
У 7-летних первоклассников течение адаптации к школе оценивается по выраженности и продолжительности невротических реакций.
Характеристика видов адаптации к школе детей в возрасте 7-ми лет:
Неблагоприятная адаптация - значительная выраженность симптоматики, близкой к неврозу.
Среднеблагоприятная адаптация - умеренная выраженность невротических реакций на протяжении трех четвертей с дальнейшим ослаблением их проявления к концу учебного года.
Благоприятное течение адаптации - отсутствие или слабая выраженность невротических реакций в течение первых двух четвертей учебного года.
Медицинская сестра школы ведет лист наблюдения за адаптацией первоклассника в школе, отмечая динамику состояния здоровья по результатам медицинского наблюдения и анкетирования родителей. В конце каждой четверти дается медико-педагогическая оценка течения адаптации (благоприятная, среднеблагоприятная, неблагоприятная) с соответствующими медико-педагогическими рекомендациями по ее облегчению.
См. Приложение № 14 «Лист наблюдения за адаптацией первоклассника в школе» и «Анкета для выявления пограничных состояний нервно-психических расстройств у школьников младшего возраста».
Период с 8 до 12 лет считают наиболее спокойным в развитии высшей нервной деятельности. У детей улучшается память, повышаются интеллект и волевые качества. Обучение в школе дисциплинирует их, приучает к самостоятельности и подчинению интересам коллектива. В этом возрасте у ребенка начинают формироваться чувства долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела. В этот период могут нарушиться взаимоотношения между детьми и родителями, когда последние считают, что их ребенок не оправдывает возложенных на него надежд. Если ребенок не смог достичь высокого «уровня», воздвигнутого одним из родителей, то у него может развиться чувство неполноценности, депрессия или агрессивность. Возможно, формирование антисоциального поведения, если другим путем ребенок не может достичь своего признания.
По мере продолжения обучения в школе ребенок начинает становиться все более независимым и вне дома пытается усваивать стандарты поведения группы сверстников. Эта смена интересов часто становится причиной беспокойства родителей, а если возникшие до этого проблемы между детьми и взрослыми не были полностью разрешены, то и приспособительные реакции вне дома у детей тоже могут страдать, им часто трудно найти взаимопонимание среди сверстников, они боятся быть отвергнутыми, у них может развиться комплекс неполноценности.
- Характеристика преддошкольного периода
- Психомоторное развитие детей преддошкольного возраста
- Сроки приобретения навыков самостоятельного приема пищи
- Социальное развитие детей преддошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка) в 1-3 года
- Основные жизненноважные потребности ребенка преддошкольного возраста
- Потребность быть здоровым
- Потребность во сне
- Потребность в безопасности
- Характеристика дошкольного периода
- Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста
- Социальное развитие ребенка дошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка)
- Основные жизненноважные потребности ребенка дошкольного возраста Потребность в игровой деятельности
- Потребность в пище
- Потребность в сне
- Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
- Подготовка детей к обучению в школе
- Анатомо-физиологнческие особенности и физическое развитие детей младшего школьного возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста
- Социальное развитие детей младшего школьного возраста
- Адаптация детей к коллективу (к школе)
- Оценка адаптации ребенка к школе
- Оценка адаптации школьников, приступивших к предметному обучению (5 класс)
- Сексуальность (половое развитие) детей младшего школьного возраста
- Характеристика периода подросткового и юношеского возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах):
- Стадии развития волосяного покрова на лобке (р):
- Стадии развития грудных желез (Ма):
- Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков в подростковом периоде
- Ранний подростковый (пубертатный) период –
- Физическое развитие в ранний подростковый период
- Психомоторное развитие в ранний подростковый период
- Социальное развитие в ранний подростковый период
- Сексуальное (половое) развитие в ранний подростковый период
- Средний подростковый период - 3-4-я стадия половой зрелости
- Физическое развитие в средний подростковый период
- Психомоторное развитие в средний подростковый период
- Социальное развитие в средний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в средний подростковый период
- Поздний подростковый или юношеский период –
- Физическое развитие в поздний подростковый период
- Психомоторное развитие в поздний подростковый период
- Социальное развитие в поздний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в поздний подростковый период
- Основные жизненноважные потребности в период школьного, подросткового и юношеского возраста Потребность в питании
- Потребность детей шкрлыюго возраста в основных пищевых веществах и энергии
- Потребность двигаться
- Потребность быть здоровым
- Потребность в сне
- Потребность в игровой деятельности, интересном досуге
- Потребность учиться
- Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни Профилактика школьной усталости
- Ситуации повышенного риска
- Подростковая депрессия
- Профилактика и лечение депрессии
- Подростковая беременность
- Проблемное поведение подростков
- Пристрастие к вредным привычкам
- Курение
- Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм
- Подростковая наркомания
- Агрессивное поведение
- Суицидальное поведение
- Диета здорового ребёнка
- Питание детей первого года жизни
- Питание детей старше года
- Питание детей школьного возраста
- Глава 2 Комплексная оценка состояния здоровья ребёнка
- Длина тела в различные периоды детства
- Форма грудной клетки
- Форма стопы
- Методика антропометрических исследований
- Измерения различных частей тела
- Оценка физического развития