logo
Характеристика преддошкольного периода

Адаптация детей к коллективу (к школе)

Адаптация детей 6-7-летнего возраста к коллективу (к школе) нередко затруднена. Иногда любознательный первоклассник после нескольких недель вдруг начинает плакать и отказывается идти в школу. Потеря интереса к учебе вызывается разными факторами: конфликт с учителем или классом, возможно ребенок не понимает объяснений учителя, отстает или, наоборот, обгоняет в развитии других детей, разочаровывается при первых же неудачах и пр. Нужно объяснить ребенку, что в жизни возможны и успехи, и пора­жения, нельзя расстраиваться при первых неудачах, что они неиз­бежны, но и непостоянны. Следует учить ребенка исправлять свои ошибки, при этом он должен знать, что ошибки бывают у всех лю­дей. Не следует постоянно требовать от ребенка отличных резуль­татов, но нужно вырабатывать серьезное отношение к учебе, под­черкивая, что важны не оценки в дневнике, а прочные знания, кото­рые пригодятся ему в жизни. Ребенку важно знать, что независимо от школьных оценок родители любят его.

Причины неуспеваемости детей в школе различны: отставание психического развития, низкая умственная работоспособность, за­медленное восприятие информации, нарушение речи, зрения, слуха и пр. Школьная программа усреднена и рассчитана на детей без особенностей развития (не отстающих и не опережающих в разви­тии). Не следует неуспеваемость ребенка считать трагедией. Из­вестно, что троечники намного лучше социально адаптируются, не­жели отличники, испытывающие массу сложностей при общении с окружающими. Кроме того, физическое и психическое здоровье от­личников также нередко подорвано чрезмерными нагрузками. Важно своевременно найти для ребенка какое-нибудь интересное занятие, в котором он бы смог себя проявить (спорт, рисование, музыка, коллек­ционирование, техническое или театральное творчество и пр.).