logo search
Шаповаленко И

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во вре­мени.

На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был прежде всего метод на­блюдения. Исследователи (среди которых биологи и психологи Т. Тидеман, И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер) прослеживали индиви­дуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать ре­альный ход детского развития в естественных условиях.

Так, в России в 1879 г. журнал «Семья и школа» обратился к родителям и вос­питателям с предложением сообщать свои личные наблюдения за жизнью детей ран- них возрастов и тем содействовать построению психологии ребенка. В ответ на это в журнал были представлены материалы (наблюдения за десятью детьми преимущественно в возрасте от первого дня рождения до 5—6 лет), позволившие определить не­которые особенности детского развития, сопоставить их с данными, полученными за­рубежными учеными.

В дальнейшем задачу сбора родительских дневников взял на себя Н.Н. Ланге, который представил свой календарь развития психической жизни ребенка. «В двояком отношении полезны были бы подобные записи, — указывал он, — во-первых, для самих родителей, ибо таким образом можно приучиться точно наблюдать своего ребенка и правильно объяснять его психическую жизнь, а во-вторых, для дальнейше­го развития научной психологии дитяти»1. Этот призыв не остался без ответа. Неко­торые результаты родительских наблюдений были опубликованы уже в конце XIX в. и получили развитие в дальнейшем.

Значительное внимание вопросам ведения дневников детского развития уделял Педологический музей. Н.А. Рыбников, редактор серии «Педологическая библиотека», с сожалением отмечал «бедность русской педагогической литературы, посвященной ду­шевному развитию ребенка», «неизвестность науке» ребенка до 5—6 -летнего возраста. Водном из выпусков серии2 публикуются, к примеру, записки отца Н. Соколова о раз­витии его сына Бори от рождения до 5 лет. Рыбников привлекает внимание читателей к интересным фактическим данным относительно индивидуального хода развития, которые свидетельствуют о неравномерности темпа раннего развития, о сочетании процессов прогресса и регресса, о своеобразии детской речи и мысли и др.

Однако очевидны и недостатки «бесхитростных» заметок роди­телей, не имевших специальной подготовки, — отсутствие предва­рительно составленной программы, неопределенность задач, несис­тематичность наблюдений и неполнота записей и т.д. Наблюдения проводились с разными целями и были плохо сопоставимы друг с. другом, нередко акцентировались субъективно значимые факты и линии развития.